Модернизация атомных регионов

размещено в: Новости | 0

24-26 октября в Челябинске прошёл международный правовой семинар «Модернизация атомных регионов: изменение правовых норм для решения экологических проблем». Семинар был организован Ассоциацией юристов России, Челябинский государственный университет, международная сеть общественных природоохранных организаций «Декомиссия», Норвежское общество охраны природы, Центр по безопасной энергии (Беркли, Калифорния, США) в сотрудничестве с Вермонтской школой права (США).

Предпосылки для организации семинара. Форсированное строительство АЭС в России, продвижение экспорта ядерных технологий, услуг, атомного электричества; продление без участия общества сроков эксплуатации половине российских АЭС, выработавших проектный ресурс; отсутствие накопления средств в фонде для вывода их из эксплуатации — все это происходит на фоне развивающейся аварии на АЭС Фукушима с трансграничными негативным влиянием. Российское общество не имеет возможности участвовать в обсуждении сценариев и проектов вывода ядерно-опасных объектов, выработавших проектный ресурс. Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в правовом регулировании в этой области ничтожно.

Миссия семинара. Усиление взаимодействия юридического сообщества, представителей власти (федеральной, региональной, муниципальной), операторов и регуляторов ядерно-опасных объектов, и экспертов общественных организаций для решения комплекса проблем регионов размещения ядерно-опасных объектов, выработавших проектный ресурс.

Задачи, которые были поставлены на этом семинаре:

  • обменяться опытом выработки оптимальной стратегии устойчивого развития (модернизации) регионов размещения ядерно-опасных объектов, на основе верховенства права, принципа сбалансированного развития и учёта интересов трёх секторов российского общества;
  • проанализировать российское и международное законодательство в области безопасной эксплуатации и вывода из эксплуатации ядерных объектов;
  • обсудить как системную правовую и социально-экологическую проблему вывод из эксплуатации АЭС России (Кольскую, Ленинградскую), США (Вермонт Янки) и Японии (Фукушима);
  • разработать рекомендации по усовершенствованию российских и международных правовых норм в сфере вывода из эксплуатации ядерных объектов и мест хранения и захоронения радиоактивных отходов;
  • создать сеть юристов, работающих в сфере вывода ядерных объектов из эксплуатации.

На семинаре были предложены для обсуждения следующие темы:

    1. правовые и нормативные механизмы, содействующие развитию эффективных стратегий безопасного вывода ядерных объектов из эксплуатации (декомиссии) как необходимого этапа их жизненного цикла и обеспечения гарантий социально-экологической безопасности;
    2. условия обеспечения безопасного вывода из эксплуатации ядерных объектов на основе социальных, экологических ценностей, а также отражение этих условий в национальном и международном законодательствах;
    3. модельные примеры принятия решений по лицензированию продления эксплуатации АЭС Вермонт Янки (США), и юридические предпосылки аварии на АЭС Фукушима (Япония), получившей лицензию на продление срока эксплуатации станции за месяц до катастрофы;
    4. новые подходы и опыт взаимодействия профессиональных общественных групп, операторов и регуляторов ядерных объектов, а также властей для устранения предпосылок системного кризиса развития в атомных регионах России и мира.

Участники семинара обменялись мнениями, опытом модернизации атомных регионов. О своём опыте рассказали докладчики из США, Германии, Японии, Казахстана, России. Особо острые вопросы дополнительно обсуждались после докладов в отведённое время для дискуссий. В каждой стране существуют свои особенности и сложности при решении проблем связанных с ядерной энергетикой. Хватает их и в нашей стране. В основном они касаются таких вопросов как, отсутствие у нас либерализованного рынка электроэнергии (не работают механизмы свободного рынка), отсутствие взаимодействия между регионами и федеральным центром, есть лишь жёсткое подчинение (отсутствие федерализма), отсутствие механизма выбора на региональном уровне (степень влияния общества на региональном уровне власти). Ну и конечно, не эффективное, региональное законодательство, а в некоторых регионах вообще его отсутствие. В результате всех этих дискуссий было выработано проект заявление, с которым можно ознакомиться (файл находиться ниже), финальное заявление будет опубликовано после окончательного согласования между участниками семинара.

Share Button