Артиллерия и ботаника, не правда ли странное сочетание? А если сюда добавить живопись, литературное творчество, поэзию. И все это в одном человеке – Радожицком Илье Тимофеевиче, участнике Отечественной войны 1812 г., почётном члене Московского общества испытателей природы (http://www.moipros.msu.ru).
С одной стороны, он принимал участие в многочисленных войнах и дослужился до звания генерал-майора, с другой – оставил после себя фундаментальный труд по ботанике и более полутора тысяч акварельных рисунков растений. По его литературным произведениям можно изучать историю военных действий России в первой половине XIX века. Повесть в стихах, где воспевает героя черкесского народа, против которого он воевал, и одновременно восхищался им. Для полноты картины, сюда можно добавить его административную деятельность в качестве директора тульского военного завода.
Кто он на самом деле, военный или писатель, ботаник или художник, а может быть поэт? Стрельба из орудий – это по большому счету разрушение, уничтожение, душа при этом черствеет, ожесточается. Тогда как среди растений с мольбертом в руках она отдыхает. Литературное творчество и поэзия – это нечто объединяющее все это. Наверное, правы те, кто утверждает: «Талантливый человек, талантлив во всем».
И.Т.Радожицкий (1788—1861) начал военную службу подпоручиком и за 44 года дослужился до генерала, несмотря на то, что происходил из «бедных». О его литературных успехах можно судить хотя бы то тому, что он дружил с А.С.Пушкиным, с которым он познакомился на Кавказе, о его книгах упоминал в своих статьях Н.В.Гоголь. Л.Н.Толстой использовал рассказы, записки и статьи И.Т.Радожицкого при описании Бородинского сражения в «Войны и мире». Акварельные рисунки растений выполнены с такой точностью и выразительностью, что вызывают изумление. На них подробно описан каждый орган растения и скрупулёзно подписан. Они хранятся в библиотеке МОИП, и любой может познакомиться с ними. А ботаники увековечили заслуги И.Т.Радожицкого, назвав его именем впервые описанное растение. Вот такой талантливый человек состоял членом МОИП – замечательного научного общества России.
А теперь давайте по порядку. И.Т.Радожицкий закончил с отличием обучение в Императорском Военно-Сиротском Доме (впоследствии Павловский Кадетский Корпус, а ныне Военная инженерно-космическая академия имени А.Ф.Можайского) и получил в 18 лет звание подпоручика. В этом училище обучались дети обедневших дворян, офицеров и солдат, погибших в различных войнах. Так что царское правительство не бросало на произвол судьбы детей своих защитников. Воспитанников обучали русскому и немецкому языкам, артиллерии, фортификации, истории, географии, математике, рисованию и др. Т.е. выпускники получали полноценное образование. По окончании курса только отличникам присваивались офицерские звания, тогда как остальные выпускались в армию юнкерами. Солдатских детей обучали в основном специальным ремёслам, необходимым в армии.
Его военная служба началась в Херсонском артиллерийском гарнизоне. В 1810 г. он был произведён в поручики, в 1812 г. И.Т.Радожицкий за участие в сражении при Островно получил орден св. Анны 4-й степени. Затем он принимал участие в сражениях под Вязьмой, Бородино, где получил контузию, в 1813 г. сражался при г. Бауцене (Саксония), в «битве народов» под Лейпцигом, за что дважды был награждён орденом св. Владимира 4-й степени. В 1814 г. за отличие в сражении под Парижем произведён в штабс-капитаны, в 1817 г. – в капитаны, а в 1819 г. – в подполковники.
И.Т.Радожицкого несколько раз отправляли в отставку, однако когда стране требовались артиллеристы, его опять призывали в армию. В результате, И.Т.Радожицкий принимал участие в Русско-Персидской и Русско-Турецкой войнах, в войне против горцев на Кавказе, в Средней Азии. В 1831—1835 гг. выполнял обязанности директора Тульского оружейного завода. В 1835 г. за отличие по службе произведён в полковники и пожалован орденом св. Георгия 4-го класса. В 1850 г. И.Т.Радожицкий был произведён в генерал-майоры и уволен в отставку.
О его участии в военных действиях указывают написанные им литературные произведения. Многие из его статей публиковались в различных журналах, но большая часть – в журнале «Отечественные записки», который издавал П.П.Свиньин, известный писатель, издатель, историк, коллекционер. Он в 1818—1830 гг. издавал журнал «Отечественные записки», где и публиковался И.Т.Радожицкий. В последующем статьи были переизданы отдельными книгами.
- Походные записки артиллериста с 1812 по 1816 гг. – M. 1835 г.
- Походные записки артиллериста в Азии с 1829 по 1831 г. – «Военный Журнал» 1857 г.
- Историческое известие о походе российских войск в 1796 г. в Дагестан и Персию под командой графа В.А.Зубова. – журнал «Отечественные Записки», 1827 г.
- Кыз-Брун, черкесская повесть. – журнал «Отечественные Записки», 1827 г.
- Неустрашимость артиллеристов. – журнал «Отечественные Записки», 1826 г.
- Письма из Ставрополя. – журнал «Отечественные Записки», 1826 г.
- Письма с Кавказа к П.П.Свиньину. – журнал «Чтения Московского Общества Истории и Древностей», 1874 г.
В «Походных записках артиллериста с 1812 по 1816 гг.» И.Т.Радожицкий пишет, после сражений под Витебском и Смоленском в русской армии царило глубокое уныние. Однако после назначения главнокомандующим М.И.Кутузова армию было не узнать. В ней происходило всеобщее ликование, офицеры и солдаты поздравляли друг друга с этим событием. Они верили в своего главнокомандующего. Стали слышны в биваках песни и музыка, чего давно не бывало. Присутствие М.И.Кутузова воскресило дух во всех войсках. Тогда же в армии появилась поговорка «Приехал Кутузов бить французов». Солдаты ему верили, даже когда главнокомандующий отдал приказ оставить Москву.
Вот как описывает И.Т.Радожицкий отдельные эпизоды Бородинского сражения: «Я видел, как наша пехота в густых массах сходилась с неприятельской; видел, как, приближаясь одна к другой, пускали они батальный огонь, развёртывались, рассыпались и, наконец, исчезали; на месте оставались только убитые. Пехота неприятельская лезла на вал со всех сторон и была опрокидываема штыками русских в ров, который наполнялся трупами убитых; но свежие колонны заступали места разбитых и с новою яростью лезли умирать; наши с равным ожесточением встречали их и сами падали с врагами».
И.Т.Радожицкий был артиллерийским младшим офицером (поручик), поэтому он описывает частные случаи баталий, однако, несмотря на это было видно, с каким остервенением происходила битва. «Пушечные выстрелы были так часты, что не оставалось промежутка в ударах: они продолжались беспрерывно, подобно раскату грома». Он описывает, как неприятельские ядра сшибались в воздухе, разлетаясь на мелкие осколки и поражая своих и чужих.
Это было грандиозное сражение, когда всего за несколько часов погибли десятки тысяч солдат русской и французской армий. Несмотря на кровопролитие, как описывает Радожицкий, настрой в армии был боевой. К примеру, взяли в плен французского генерала, а тот, чтобы, не дай бог не убили, сказал, что он король. Гренадер притащил его к М.И.Кутузову, за что главнокомандующий поздравил рядового унтер-офицером и здесь же на поле битвы наградил его орденом Святого Георгия. Один из офицеров поскакал на лошади перед укреплениями русской армии с радостным криком: «Короля взяли в плен». Он сильно картавил, поэтому его возглас вызвал смех у всей армии. Он радостно кричал, а солдаты хохотали. Это происходило после очередной страшной атаки, когда редуты многократно переходили из рук в руки, а рвы были заполнены трупами.
Сражение закончилось, Кутузов принял решение отступить, хотя армия была готова биться до последнего. Необходимо отметить, что все это пишет не историк, мемуарист, генерал, а младший офицер, который находится среди простых солдат на переднем крае битвы.
Это была страшная битва, когда убивали друг друга штыками, смотря в глаза неприятелю. Недаром один самых честолюбивых людей того времени Император Наполеон впоследствии писал: «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».
На отдыхе у костра солдаты рассказывали друг другу «байки» прошедшей битвы, некоторые «фантазёры» привирали, что вызывало смех у слушателей. Один гренадер утверждал, что собственными глазами видел, как неприятельское ядро залетело в нашу пушку. Слушатели потешались над ним. Это опять же указывает на высокий моральный дух армии, несмотря на большие потери.
Битва закончилась, неприятельские армии разошлись. Несмотря на отступление русские солдаты не признавали своего поражения. В качестве доводов они приводили следующее, французы, дескать, первые прекратили пушечную стрельбу, они отошли от поля боя дальше, чем русские, не могли взять такой-то редут, а если и взяли, то опять были отброшены. Эти были разговоры простых солдат. У генералов одни критерии победы или поражения, а у солдат свои.
1814 год, Наполеон повержен. Русская армия в составе коалиции вошла в Париж. До этого французская пресса рассказывала всяческие небылицы о солдатах русской армии, описывала их варварами, питающимися человеческим мясом, а казаков – бородатыми циклопами.
Парижане и парижанки увидели российскую гвардию – красивых офицеров, щёголей, образованных и прекрасно владеющих французским языком. Оборванных солдат в город не пустили. В марте 1814 года состоялся парад союзных армий, где русские войска показали себя в полном блеске. Императора Александра I сопровождала свита из тысячи генералов и офицеров. Армия, солдаты, которые одержали победу, остались за пределами города.
Среди естествоиспытателей И.Т.Радожицкий известен как ботаник. Главнейший его труд – рукопись «Всемирная флора» в 15 томах большого формата, с атласом на 730 листах и с 1600 превосходными акварельными рисунками растений, с подробнейшим анализом их органов.
И.Т.Радожицкий занимался ботаникой более 30 лет. Ему пришлось проанализировать иностранные публикации по ботанике на французском, немецком, латинском и английском языках. И это все, образно можно сказать, в перерывами между стрельбами. В результате он написал курс общей ботаники с новыми терминами на русском языке. Затем, увлёкшись сочинениями французского ботаника Ф.В.Распайля, разработал свою классификацию растений, обработкой которой он занимался многие годы. Он занялся подготовкой обширного труда «Всемирная флора». Такой фундаментальной работы по ботанике в то время в России не было. Поэтому директор Московского общества испытателей природы А.Г.Фишер фон Вальдгейм предложил И.Т.Радожицкому опубликовать эту работу за рубежом, однако тот не успел это сделать. В 1861 г. он умер в Воронеже и похоронен в Девичьем монастыре. Оставшаяся после И.Т.Радожицкого обширная библиотека, с 15-ю книгами рукописей и рисунками, поступила, по его завещанию в библиотеку Московского общества испытателей природы, где и хранится.
И.Т.Радожицкий в 1842—1843 годах посетил Сухумский ботанический сад и в журнале «Садоводство» опубликовал две работы: «Взгляд на флору восточного Черного моря» и «Список растений Сухум-Кальского военно-ботанического сада». В этих статьях, описывая местную флору, он впервые в ботанической литературе приводит список экзотических растений Сухумского ботанического сада.
Именем И.Т.Радожицкого назван новооткрытый вид растений Radojitskya capensis Turcz. Это растение из семейства Thymelaeaceae Juss. – Волчниковые и произрастает в Южной Африке. К этому семейству относится также кустарник волчье лыко, произрастающий в наших лесах.
Такую честь И.Т.Радожицкому оказал ботаник-систематик Н.С.Турчанинов, который получил это растение от швейцарского ботаника Декандоля, с которым обменивался гербарными растениями для описания. Почтовые тройки с гербарными листами беспрерывно сновали между Иркутском, где жил Турчанинов, и Женевой. Кстати, в Швейцарии гербарий Декандоля сохранился и объявлен национальным достоянием. В нем находятся гербарные листы с сибирской флорой.
Основным ботаническим трудом Н.С.Турчанинова является «Байкало-Даурская флора», которая выходила в свет отдельными выпусками в течение 16 лет (1842—1857) в «Бюллетене Московского общества испытателей природы», который издаётся и поныне.
А.П.Садчиков, профессор МГУ имени М.В.Ломоносова, вице-президент МОИП