По данным сайта Госкорпорации Росатом, 23 декабря был включен в сеть первый энергоблок Кольской АЭС, который находился на ремонтных и модернизированных работах 250 суток. Это было связано с тем, что в этом году Кольская АЭС продлила лицензию на эксплуатацию этого энергоблока в Ростехнадзоре еще на 15 лет.
Первый энергоблок, был введен в эксплуатацию 28 декабря 1973 года. В СССР вывод из эксплуатации этого реактора был запланирован на конец 80-х годов. После развала Советского Союза политика по эксплуатации энергоблоков Кольской АЭС, состояла из их ремонта и модернизации, а также продления срока эксплуатации. С 1991 года по 2005 год на 1-ой очереди (первый и второй энергоблок АЭС) была произведена реконструкция оборудования. Эта модернизация стала соответствовать требованиям Правилам ядерной безопасности (ПЯБ), в тот период времени, что позволило продлить эксплуатацию этих реакторов на 15 лет. Поэтому, в этом году Кольской АЭС было необходимо получить лицензию на продления эксплуатации первого энергоблока, либо приостановить его эксплуатацию.
В результате лицензию на продление эксплуатации энергоблока №1 Кольской АЭС в этом году получила. Но, все это происходило без проведения общественных обсуждений проекта и публичных слушаний. Проектные документы на выдачу лицензии были поданы АЭС в Ростехнадзор, который выдал лицензию продлив тем самым срок эксплуатации этого энергоблока еще на 15 лет, до 2033 года. Это напоминает ситуацию сложившуюся в 2005 году, когда продление энергоблоков №1 и №2 Кольской АЭС было продлено без Государственной экологической экспертизы и общественных обсуждений. Тогда даже Мурманская областная прокуратура вынесло решение о незаконности таких действий Кольской АЭС.
Мы официально обратились в Ростехнадзор с запросом, в котором просили на основании статьи 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статей 13, 26 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» предоставить нам информацию, подтверждающую безопасность продления эксплуатации энергоблока №1 Кольской АЭС. Также мы просили ответить на следующие вопросы:
- проводилась ли экспертиза комплекта документов, обосновывающих безопасность энергоблока №1 КолАЭС, на соответствие требованиям «Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии» при выдаче лицензии на эксплуатацию на новый срок продления?
- Имеется ли положительное заключение Ростехнадзора РФ, обосновывающее продление эксплуатации энергоблока № 1 Кольской АЭС?
- Проводилась ли оценка воздействия на окружающую среду материалов обоснования лицензии на эксплуатацию реактора №1 КолАЭС?
- Имеется ли положительное заключение государственной экологической экспертизы материалов обоснования лицензии на эксплуатацию энергоблока №1 Кольской АЭС?
Нами был получен ответ на наш запрос в Ростехнадзор в установленные сроки. Копию ответа можно посмотреть здесь. Кратко, ответ на 7 страницах, Ростехнадзор сообщил нам, что была проведена независимая экспертиза комплекта документов, которые обосновывают безопасность эксплуатации энергоблока №1 Кольской АЭС в период дополнительного срока, которая установила, что все проектные, конструкторские и технологические решения соответствуют, федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии и полностью обеспечивают ядерную и радиационную безопасность эксплуатации энергоблока №1 КолАЭС в период дополнительного срока. Копию документа можно посмотреть здесь.
Была проведена проверка (инспекция) этого энергоблока АЭС, которая свидетельствует о том, что фактическое состояние энергоблока, его элементов и систем соответствует всем требованиям федеральных норм и правилам. На основании все выше перечисленного, Ростехнадзор принял решение о предоставлении АО «Концерн Росэнергоатом» лицензии на дальнейшую эксплуатацию энергоблока №1 Кольской АЭС.
По поводу проведения государственной экологической экспертизы и общественных слушаний, Ростехнадзор ответил так. Поскольку энергоблок №1 Кольской АЭС был введен в эксплуатацию в 1973 году, и эксплуатировался в период 1973—2018 г.г., и в связи с тем, что в настоящее время энергоблок эксплуатируется. Следовательно, это не является «намечаемой» хозяйственной и иной деятельностью, поэтому экологическая экспертиза не проводилась.
В результате получается, что обсуждать с общественностью, проводить слушания по таким опасным объектам, как атомные станции не обязательна. Решения принимаются без учета мнения гражданского общества, жителей Мурманской области. Все это говорит об отсутствии обратной связи между гражданами, которые платят налоги и государством в лице иновников. Значит, и о доверии говорить не возможно.