Пластиковые отходы наполняют нашу планету. В море, как правило, отходы попадают с суши. Но и в открытом океане человечество ведет активную хозяйственную деятельность с образованием отходов.
Обращение с отходами на рыболовных судах регламентируют Наставление по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства Российской Федерации, Конвенция МАРПОЛ 73/78 и множество других документов.
Как должно быть
Отходы, образующиеся на кораблях принято делить на пять групп:
• пищевые отходы;
• бытовые отходы;
• пластмассовые изделия;
• нефтесодержащие отходы;
• отходы от технического обслуживания судна.
Бытовые отходы подлежат постоянному или периодическому удалению.
Сброс в море обладающих плавучестью сепарационных, обшивочных и упаковочных материалов разрешен за пределами зоны в 25 миль от ближайшего берега.
Остальные бытовые отходы, различные емкости и изделия из материалов, не содержащих вредных веществ (стекло, керамика, бумага, текстиль), утратившие свои потребительские функции, можно сбрасывать на расстоянии не менее 12 миль от берега.
Пищевые отходы состоят из остатков продуктов питания (овощи, мясные и молочные продукты, фрукты и т.д.), а также иных материалов, содержащих подобные отходы и образующихся на корабле в местах приготовления и приема пищи. Пищевые отходы необходимо накапливать отдельно от остального мусора. Их также можно сбрасывать за 12 мильной зоной и подлежат сбросу в особых районах после измельчения в соответствии с требованиями МАРПОЛ 73/78 (Приложение V). При этом ряд государств ввиду своих особых требований и правил контроля распространения заболеваний как человека, так и флоры и фауны требует дополнительной обработки пищевых отходов с целью уничтожения болезнетворных организмов.
В исключительной экономической зоне Российской Федерации запрещается сброс мусора, в том числе изделий из бумаги, ветошь, стекло, металл, бутылки, черепки, сепарационные, обшивочные и упаковочные материалы. Пищевые отходы, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судов, а также свежую рыбу и ее остатки допускается сбрасывать в этой зоне, но не ближе 12 миль от ближайшего берега.
Пластмассовые изделия категорически запрещено сбрасывать в море в любых зонах. Подобного рода мусор, а именно: упаковочные материалы на основе полимеров, элементы судовых конструкций, рыболовные принадлежности синтетические тросы, рыболовные сети и т.д., необходимо собирать отдельно от других отходов в специально отведенные емкости и сдавать в портах.
Нефтесодержащие отходы и отходы от технического обслуживания судна (палубный сор, обтирочные отходы, ветошь и т.д.) также запрещены к сбросу и должны собираться в отдельные контейнеры.
Случайный сброс мусора должен быть зарегистрирован в Журнале операций с мусором. Независимо от хода документального оформления факта сброса мусора необходимо принять все меры по максимально возможному ограничению загрязнения.
Случайно сброшенные в море рыболовные снасти становятся мусором, которые рекомендуется регистрировать в Журнале операций с мусором и давать сообщения не только о случаях потери, но и подъема на борт рыболовных снастей.
Для обеспечения сообщений о подъеме на борт или возврате утерянной снасти — снасть должна иметь следующую информацию: название, регистрационный номер судна, а также государство, под флагом которого оно эксплуатируется.
Любой образующийся на судне мусор подлежит сбору в специально предназначенные для этого емкости с последующей обработкой на борту судна (измельчение или сжигание), или с сохранением его до момента сдачи на приемные сооружения, или с сбросом в морс.
Устройства для сбора мусора, в которых он должен собираться и храниться, должны быть надежно закрыты и на каждом из них должна быть маркировка, указывающая вид мусора. Категорически запрещается смешивать пищевые отходы с бытовыми.
Категорически запрещается загружать в контейнеры и другие устройства, предназначенные для сбора периодически сбрасываемого в море мусора, отходы и ветошь, загрязненные нефтью, и пластмассу. Отходы из пластмасс, образующиеся при эксплуатации судна в течение всего рейса, следует собирать отдельно в специальный контейнер.
Судно может быть оснащено устройствами для обработки и уничтожения мусора на борту судна: установкой для сжигания судовых отходов, измельчителем мусора, установкой для прессования мусора. Каждая установка для сжигания мусора должна иметь сертификат Регистра, подтверждающий фактическую способность ее сжигать отходы, наименования которых должны быть перечислены в Инструкции по эксплуатации установки для сжигания мусора. Зола и шлак, образовавшиеся в установке после сжигания в ней мусора, представляют обеззараженный мусор, и он сбрасывается за борт.
Сдача мусора с судов должна производиться на береговые или плавучие приемные сооружения, Порт обязан по заявке судна своевременно принять мусор: обеспечить прием загруженных съемных устройств (контейнеров) и поставку судну порожних, пригодных для сбора в них мусора. Прием мусора в портах Российской Федерации осуществляется персоналом порта. При контейнерной системе сдачи мусора порты обязаны возвращать на судно чистые и продезинфицированные контейнеры.
Как соблюдаются правила
Право на осуществление государственного надзора за обращением с отходами имеют должностные лица Росприроднадзора и его территориальных органов, являющиеся государственными инспекторами Российской Федерации по охране природы.
Под государственным надзором в области обращения с отходами понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (Росприроднадзор) и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами в области обращения с отходами.
Как данный контролирующий орган ведет учет образующихся отходов на российских кораблях и как обеспечивается предотвращение попадания пластиковых отходов в море? Росприроднадзор не смог дать разъяснения на запрос экологов.
Поможет ли экосертификация?
В Мурманской области и на Северном рыбохозяйственном бассейне крупнейшие рыболовные компании прошли международную сертификацию Морского попечительского совета MSC.
Программа MSC сертификации рыбопромысловых компаний и экомаркировки морепродуктов направлена на признание и поощрение экологически рациональной рыбной ловли, а также призвана содействовать экологически обоснованному выбору морепродуктов.
Но входит ли в программу экологической сертификации снижение объемов попадающего в море мусора и пластиковых отходов? В российском офисе Программы MSC сертификации рыбопромысловых компаний и экомаркировки морепродуктов не смогли дать ответ на такой вопрос.