Заседание Общественного Совета по вопросам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области

размещено в: Декомиссия | 0


6 марта в Мурманске прошло заседание Общественного Совета по вопросам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области. В повестке дня совета были запланированы 3 доклада:
«О работе по определению новых площадок для строительства атомных электростанций» докладчик — Бояркин С. А., ген. директор ООО «ВНИИАЭС — Проектный офис»;
«Оценка воздействия на окружающую среду деятельности Кольской АЭС» докладчик — Маслобоев В. А., директор института промышленной экологи Севера, КНЦ РАН;
«Состояние дел по реконструкции пункта хранения РАО Мурманского филиала ФГУП Предприятие по обращению с хранением радиоактивными отходами «РосРАО»» докладчик — Костин А. М., зам. Директора филиала.

Первый докладчик по болезни отсутствовал, поэтому было заслушано два доклада. Доклад директора института промышленной экологии Севера, Маслобоева В. А. был основан на данных, которые были получены институтом в результате проведенных исследований в разные годы, начиная с 70-х годов и заканчивая 2006 годом. В общем картина представленная институтом нормальная, даже можно сказать положительная, превышений предельно-допустимых концентраций (ПДК) по выбросам (воздух) и сбросам (вода) нет, радиационный фон в норме. Те превышение норм, которые были представлены в докладе в разные годы, были связаны либо с проведением испытаний ядерного оружия, либо с аварией на Чернобыльской АЭС.

Единственное негативное воздействие, которое было выявлено, касалось теплового загрязнения озера Имандра, точнее, Бабинская Имандра, там где находиться сбросной канал Кольской АЭС. В остальном по данным института промышленной экологии Севера, все в пределах нормы. Второй докладчик, Костин А. М. рассказал в ходе доклада о том, как производилась реконструкция пункта хранения РАО. Какой он был и каким стал.

Можно отметить, что для реализации этой реконструкции одну из главных ролей сыграла зарубежная финансовая помощь. Вопросов к докладчикам не было.

Вторая часть заседания была посвящена работе рабочей группы Общественного Совета по вопросам эксплуатации Кольской АЭС. В нее вошли представители Кольской АЭС, представители общественных организаций, представители ГК (Государственной Корпорации) «Росатом», представители КНЦ РАН и представители региональной власти Мурманская областная Дума. В этой части заседания рабочей группы, были представлены ряд предложений в виде вопросов адресованные представителям Кольской АЭС и ГК «Росатом» от общественности, вопросы, которые более всего интересуют эту самую общественность. Большая часть вопросов была принята полностью, но ряд вопросов требовал уточнения, со стороны автора данной статьи, представителя НПО «Кольский экологический центр». Вот их суть.

Первое уточнение по вопросу международного сотрудничества по программе повышения безопасности АЭС, состоял в том, что, есть документ который называется «Agenda 2000», этот документ был разработан ещё в рамках большой семерки (G 7), который гласил, что АЭС с реакторами ВВЭР 440/230 первого поколения, считаются опасными при эксплуатации и довести их до уровня безопасности европейских АЭС не возможно и не рентабельно, поэтому проще эти реакторы вывести из эксплуатации. Следовательно получается, одни говорят нужно выводить и выводят, опасно и не рентабельно, другие говорят, нет выводить не надо и не выводят, ни с точки зрения безопасности, ни с точки зрения финансовых расходов на поддержку этой безопасности, а закрытие реакторов в Восточной Европе вызвано политическими взглядами.

Странно я всегда считал, что уж капиталисты деньги и выгоду просчитывать умеют и кошелки им дороже, да и компания Сименс не спешит строить свои новые энергоблоки в Грейфсвальде (Германия), где происходит вывод из эксплуатации реакторов ВВЭР 440/230, странно, конкурентов вроде бы убрали. Вот и хочется общественности узнать как лучше, как выгоднее.

Проблема в том, что мы не можем рассчитывать на постоянную зарубежную помощь в вопросах повышения безопасности, когда то нам придется платить за эту безопасность из своего кармана в полном объеме, налоги мы все с вами платим.

Вторым вопросом для уточнения был вопрос по энергообеспеченности региона и предпосылки для развития генерирующих мощностей. Уточнение заключалось в следующем, зачем нам развивать эти самые мощности, если, во-первых выводить реакторы №1 и №2 на Кольской АЭС не собираются, а мощность эта самая итак у нас сейчас есть с избытком. Ответ был прост, в связи с разработкой Штокманского месторождения, Газпром заявляет, что им нужны мощности. Ну вот, опять не понятно, представители компании Штокман деволпмент АГ неоднократно сообщали представителям общественности, что они не нуждаются в данных мощностях, им вполне хватит турбины работающей на газе. Поэтому этот вопрос тоже необходимо уточнить. Тут тоже не все так просто как кажется. Получается так, что выгодно наращивать эту самую мощность, продлевать работу энергоблоков АЭС, строить новые, а энергосбережением заниматься не выгодно, хотя уже известно, что с помощью энергосбережения можно сэкономить до 40% энергии и отходов практически ни каких нет.

В заключение хочу пообещать тем, кто прочитал эту статью до конца, что получив ответы на все вопросы и уточнения адресованные представителям Кольской АЭС, ГК «Росатом» и региональной власти, от Общественного Совета, мы опубликуем на сайте нашей организации.

С дополнительной информацией по вопросам реакторов АЭС выработавших свой проектный ресурс, можно ознакомиться на сайте международного проекта «Декомиссия» в котором участвует наша организация.

Share Button