9 ноября состоялась важная для спасения Хибин встреча координатора ККЭЦ ГЕЯ Туиновой Светланы с известным геологом, почетным гражданином города Апатиты Евгением Арсениевичем Каменевым, который является первооткрывателем месторождения Олений ручей. Именно он дал ему это название и считает его своим детищем.
Евгений Каменев твердо убежден, необходимо всячески сдерживать добычу фосфатов в Хибинах! Фосфор это жизнь, ничем другим в природе не заменим и тем более не сопоставим ни с какой другой подпиткой на подобие навоза. Фосфор очень рассеян в природе, не образует концентратов. Нигде в мире нет ничего подобного хибинским апатито-нефелиновым рудам ни по мощности залегания и доступности, ни по концентрации фосфатов (свыше 30 %). Именно поэтому Хибины уникальное явление, требующее защиты!
Важно понимать, как происходит разбазаривание Хибин. Ежегодная добыча порядка 8 млн. тонн. Из них 25 % сразу в виде концентрата идет за рубеж. Оставшиеся 75 % идут на производство удобрений, которые тоже экспортируются. Российским полям остается 6% из добываемых 8 млн. тонн! Таким образом, мы кормим сытые страны, оставляя свою страну без жизненно важного ресурса.
Еще при Госплане выяснили, что российским полям нужно ежегодно 20 млн. тонн фосфорных удобрений. В 1990 году таких удобрений производили 15 млн. тонн, а в 2005 – 1,5 млн. тонн. Вот такой голодный паек самой богатой по фосфорсодержащим рудам страны.
Важно также помнить, что Хибинских запасов при регулярной добыче хватит не более чем на 100 лет. В масштабах страны срок не большой. А что дальше? Западносибирская Маймега-Катунская провинция удалена от инфраструктуры и не сравнима по качественным показателям. Марокканские фосфориты – это животные костные осадки, зараженные ураном.
Про Олений ручей Евгений Каменев говорил с особым чувством. Это сложное геологическое образование, о происхождении которого ученые до сих пор спорят (возможно, метаморфизм осадков). Структура месторождения сложена из 5 «спрутообразных» тел, лежащих друг над другом. Там где «спруты» накладываются наибольшая хорошая мощность. Разбегающиеся «шупальца» сложны для добычи.
На поверхности Оленьего ручья лежит всего 17 млн. тонн, которых хватит максимум на 3 года. Остального может хватить на 84 года. Но нужно строить инфраструктуру. Кроме того, у СЗФК, которым руководит Сергей Федоров, как и у ОАО «Апатит» нет никаких своих основных фондов.
Все построенные при Светской власти объекты (фабрики, рудники, дороги и прочее имущество, относящееся к основным фондам) имеет Московских хозяев и берется в дорогую аренду. Это один из механизмов аутсорсинга. Евгений Каменев не верит в реальность конкурентной борьбы между СЗФК и Апатитом. Возможно, здесь кроется еще один механизм аутсорсинга, в котором Сергей Федоров большой специалист.