Финансирование энергоэффективности в муниципалитетах стран СНГ


Такой форум прошел в Москве 13-14 ноября 2006. Это уже вторая такая встреча в этом году, первая состоялась в начале этого года в Киеве. Светлана Туинова, координатор проекта «Устойчивая энергетика» в ККЭЦ «ГЕЯ» обобщает результаты последней встречи.

Организаторы форума – известные организации:

  1. Альянс по энергосбережению (Alliance to Save Energy — ASE creating an energy-efficient world) высказал идею проведения форума;
  2. Партнерство по возобновляемой и эффективной энергетике (Renewable Energy & Energy Efficiency Partnership — REEEP) на 80 % состоит из британских денег; и
  3. Американское агентство международного развития (US Agency of International Development – USAID from American people) оказали финансовую поддержку.

Участники форума агенты развивающегося рынка энергоэффективности. С одной стороны финансовые институты (банки и фонды), которые заинтересованы вкладывать деньги, а с другой, представители муниципалитетов и энергосервисных компаний (ЭСКО), которые нуждаются в средствах для осуществления энергсберегающих мероприятий.

Семь постсоветских стран, часть которых вошли в Евросоюз – Украина, Россия, Армения, Молдова, Киргизия, Литва, Латвия – рассказали о своем опыте внедрения энергоэффективности на уровне муниципалитетов. Это было особенно интересно, поскольку была возможность сравнить с опытом других новых членов Евросоюза — Польши, Болгарии, Чехии и Венгрии.

По результатам работы форума участники констатировали, что по-прежнему в большинстве системы теплоснабжения и освещения в муниципалитетах стран СНГ устаревшие (без регулирования и автоматизации) и не энергоэффективные (огромные потери).

Однако основания для оптимизма есть, поскольку существуют высококвалифицированные эксперты и техническая поддержка на международном уровне. Уже осуществлено огромное количество пилотных проектов и разработок в Центральной и Восточной Европе с множеством успешных моделей готовых для применения в СНГ. Разработана технология энергетического аудита для определения проектов по энергоэффективности, и методика по страхованию результатов таких аудитов.

Участники форума также пришли к заключению, что финансовые средства на мероприятия по энергоэффективности не проблема. Местные финансовые рынки могут предложить кратко- и среднесрочные средства на цели энергоэффективности (2-3 года). Международные финансовые институты обеспечивают долгосрочные инвестиции (5-7 лет).

Существует огромный выбор финансовых инструментов! Государственные, муниципальные, благотворительные, возобновляемые целевые фонды, банковское кредитование, муниципальные обязательства, кредиты поставщика, лизинг, факторинг, Киотские механизмы, углеродные деньги. Вместо субсидий для малоприбыльных программ по энергоэффективности можно использовать общественные фонды. Кредитными гарантиями могут быть потоки наличности, идущие на оплату энергии.

Разработаны институциональные схемы, позволяющие развивать энергоэффективность. Например, муниципальные возобновляемые механизмы, разделяющие бюджетные средства от сберегаемых в результате энергосбережения. Общественные и частные партнерства. Энергосерсвисные компании (ЭСКО). Демонстрационные контракты. Финансирование третьей стороной. Аутсорсинг.

Определены существующие барьеры: юридические, административные, институциональные, финансовые. Субсидирование энергетических тарифов препятствует развитию энергоэффективности. Низкая культура потребления энергетических услуг. Важно платить за действительно потребляемые услуги. Сложно преодолевался законодательный барьер финансирования энергоэффективности из бюджета муниципалитета. Чувствуется недостаток специалистов энергетиков в штатах муниципалитетов. Необходимо согласование налогового кодекса и закона об энергосбережении. Часто проекты срываются из-за временного избирательный цикл – перевыборы мэра раз в 4 года

Форум выработал рекомендации:

  • Избегать рыночных перекосов: учитывая несовершенство и несостоятельность рынка, не следует конкурировать с коммерческими финансами.
  • Совершенствовать тарифную политику: тарифы это двигатель или тормоз энергоэффективности.
  • Согласовать налоговое и энергетическое законодательства: необходимо устранить законодательные барьеры финансирования энергоэффективности из муниципальных бюджетов, накопления и реинвестирования сбережений.
  • Ускорить незавершенную государственную децентрализацию.
  • Добиваться прозрачности и подотчетности.
  • Готовить и обучать персонал энергетических менеджеров для муниципалитетов.
  • Установить минимальные требования: стандарты энергоэффективности и маркировка зданий.
  • Использовать существующий рынок недвижимости и ускорить рынок «энергоаудиторских услуг»: энергетические паспорта, сертификаты и маркировка.
  • Улучшить общий инвестиционный климат, чтобы привлечь частные прямые инвестиции в муниципальный энергетический сектор.
  • Создать унифицированный банк данных для тиражирования методов, опыта и механизмов внедрения.
  • Распространять информацию, повышать осведомленность и разъяснять: обучать руководителей понимать истинные издержки и преимущества энергетической эффективности (демонстрационная роль передового опыта в случае неразвитости рыночных отношений, примеры проектов НЕФКО, г. Луцк и др.)
  • Готовить энергетических менеджеров, проектировщиков и управляющих фондами для муниципалитетов.
  • Эксперты стран СНГ и муниципальные власти могут обмениваться своим опытом.

В заключении Астхине Пасоян, руководитель программы из Альянса по энергосбережению призвала «зажигать глаза людей» — делать их азартными, стремящимися всеми доступными им средствами развивать энергосбережение, потому что это требование самой жизни. Качество жизни, экологическая обстановка, сбережение ресурсов, сохранение ландшафтов – все зависит от развития энергосбережения.

Share Button