20 декабря 2019 года Ростехнадзор выдал лицензию Кольской АЭС на эксплуатацию второго энергоблока. Лицензия выдана на 15 лет. Согласно ей второй энергоблок будет эксплуатироваться до 2034 года. На этом энергоблоке проходили технико — модернизационные работы стоимостью около 4,5 млрд. рублей. В результате общее время работы второго реактора составит 60 лет. Процесс продление лицензии происходил без проведения общественных обсуждений этого проекта и публичных слушаний. Это напомнило ситуацию с продлением лицензии на первый энергоблок Кольской АЭС, которая произошла в 2018 году. Продление эксплуатации старых энергоблоков АЭС свойственна не только Кольской станции, но и другим атомным станциям России. В чем смысл данного процесса, почему реакторы не выводятся из эксплуатации, а продолжают работать сверх проектного лимита.
Второй энергетический блок Кольской АЭС, был подключён к сети 9 декабря 1974 года, а введён в эксплуатацию 21 февраля 1975 года, согласно данным МАГАТЭ. В соответствии с планами атомной промышленности Советского Союза данный реактор должен был эксплуатироваться до конца 80-х — начала 90-х годов. Затем должен был начаться процесс вывода из эксплуатации, но планы остались планами. Скорее всего помехой этому стал экономический кризис и распад СССР. По сути, тогда и произошло первое продление эксплуатации этого реактора.
В последующем процесс растянулся до начала двухтысячных годов. К экономическим проблемам добавились технологические проблемы. Просто в СССР не был отработан процесс вывода из эксплуатации реакторов АЭС, как таковой. В основном всё сводилось к остановке энергоблока, извлечению ядерного топлива и консервации. Возможно существовали методики вывода из эксплуатации, но практической реализации не происходило, в отличии от развитых стран.
Вероятно именно тогда и была принята стратегия продлевать работу старых реакторов атомных станций. Если нет возможности вывода, эксплуатируем пока можем технически. В случае с Кольской АЭС, в 90-х годах станция получила большую финансовую и технологическую помощь от соседних стран и Евросоюза. Это позволило продлить работу старых реакторов Кольской АЭС до начала нулевых годов.
В последующие годы начался экономический подъем России в связи с ростом цен на углеводороды, что позволило в разы увеличить финансирование атомной промышленности из бюджета страны. Не смотря на это, стратегия продления сроков эксплуатации старых реакторов АЭС в России не изменилась. Идёт процесс модернизации старых энергоблоков АЭС, а Ростехнадзор подтверждает их технологическую и ядерную безопасность. К чему приведет данная стратегия не понятно, но ясно одно, данная стратегия не может существовать вечно.
В связи с продлением лицензии на эксплуатацию второго энергоблока Кольской АЭС, мы направили официальный запрос в Ростехнадзор. В этом запросе мы просили на основании статьи 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статей 13, 26 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» предоставить нам информацию, подтверждающую безопасность продления эксплуатации энергоблока №2 Кольской АЭС. Также мы просили ответить не следующие вопросы:
-
проводилась ли экспертиза комплекта документов, обосновывающих безопасность энергоблока №2 Кольской АЭС, на соответствие требованиям «Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии» при выдаче лицензии на эксплуатацию на новый срок продления?
-
Имеется ли положительное заключение Ростехнадзора РФ, обосновывающее продление эксплуатации энергоблока №2 Кольской АЭС?
-
Проводилась ли оценка воздействия на окружающую среду материалов обоснования лицензии на эксплуатацию энергоблока №2 Кольской АЭС?
-
Имеется ли положительное заключение государственной экологической экспертизы материалов обоснования лицензии на эксплуатацию энергоблока №2 Кольской АЭС?
Мы получили ответ из Ростехнадзора в установленный срок законом РФ. Ответ на 4 страницах можно прочитать по этой ссылке. Кратко, Ростехнадзор сообщил нам, что была проведена независимая экспертиза комплекта документов, которые обосновывают безопасность эксплуатации энергоблока №2 Кольской АЭС в период дополнительного срока, которая установила, что все проектные, конструкторские и технологические решения соответствуют, федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии и полностью обеспечивают ядерную и радиационную безопасность эксплуатации энергоблока №2 Кольской АЭС в период дополнительного срока.
Была проведена проверка (инспекция) этого энергоблока АЭС, которая свидетельствует о том, что фактическое состояние энергоблока, его элементов и систем соответствует всем требованиям федеральных норм и правилам. На основании все выше перечисленного, Ростехнадзор принял решение о предоставлении АО «Концерн Росэнергоатом» лицензии на дальнейшую эксплуатацию энергоблока №2 Кольской АЭС.
По поводу проведения государственной экологической экспертизы и общественных слушаний, Ростехнадзор ответил так. Поскольку энергоблок №2 Кольской АЭС был введен в эксплуатацию в 1975 году, и эксплуатировался в период 1975—2019 г.г., и в связи с тем, что в настоящее время энергоблок эксплуатируется. Следовательно, это не является «намечаемой» хозяйственной и иной деятельностью, поэтому государственная экологическая экспертиза не проводилась. Соответственно, общественное обсуждение проекта не проводились, как не были проведены и публичные слушания на продление лицензии на эксплуатацию данного энергоблока КолАЭС.
В сложившейся ситуации очевидно, что принятие решения по продлению лицензии на эксплуатацию принял Ростехнадзор. При этом не была вовлечена общественность в лице общественных организаций и решение принято без учета мнения гражданского общества, и жителей Мурманской области. В таком случае Ростехнадзор несёт полную ответственность за безопасную эксплуатацию энергоблока №2 Кольской АЭС на срок действия лицензии, также как и концерн Росэнергоатом.
Мы считаем, что не целесообразно исключать из процесса принятия решений по продлению эксплуатации старых энергоблоков АЭС, участие общественности, с помощью проведения публичных слушаний и обсуждений.