1 декабря 2011 года неправительственные экологические организации России направили в адрес компаний Газпром, Статойл и Тоталь заявление c призывом не принимать окончательное инвестиционное решение до тех пор, пока не будут ликвидированы все пробелы в оценке экологических рисков и не будет разработан план ликвидации аварийных ситуаций.
Статойл
Газпром
Тоталь
Уважаемые господа!
15 ноября 2011 года по инициативе компании Штокман Девелопмент АГ (ШДАГ) состоялась встреча представителей российских неправительственных экологических организаций с разработчиками проекта освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения. По информации представителей компании, в декабре 2011 года состоится заседания акционеров Штокман Девелопмент АГ, на котором планируется принятие инвестиционного решения.
Однако, согласно информации, представленной разработчиками Штокмановского проекта в рамках встреч с общественными экологическими организациями и общественных слушаний, компания ШДАГ не обладает достаточным количеством исходной информации для принятия адекватного инвестиционного решения. А именно, в настоящее время отсутствуют следующие элементы проекта:
— План ликвидации аварийных ситуаций, в том числе аварийных разливов конденсата и утечек газа, содержащий анализ рисков, оценку запроектных аварий, а также средств и сил, необходимых для адекватного реагирования.
Согласно заключению компании «НМЦ «Информатика риска», которая готовила анализ рисков возникновения аварийных разливов углеводородов при разработке Штокмановского месторождения, в рамках проекта необходимо разработать отдельные планы ликвидации аварийных ситуаций для этапа бурения, для береговых и морских объектов, для газопровода, терминалов и прибрежных акваторий и общий план для эксплуатации.
При этом важно учитывать, что в настоящее время в России не существует морской службы противофонтанного обеспечения и системы спутникового мониторинга аварийных ситуаций, отсутствуют технологии ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов в ледовых условиях и многое другое. Все это предполагает дополнительные финансовые расходы на создание инфраструктуры для ликвидации аварийных ситуаций, которые должны быть учтены и зарезервированы еще на этапе планирования проекта.
— Гарантия финансового обеспечения плана ликвидации аварийных ситуаций, а также возможных выплат за причиненный окружающей среде (природной и социально-экономической) ущерб в результате аварийных ситуаций в соответствии со статьей 10 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
— Комплексная оценка воздействия проекта на окружающую среду, в том числе на орнитофауну, акустического воздействия, воздействия газогидратов на флору и фауну, воздействия на климат, предполагающая экономическую оценку мер по минимизации, предотвращению или компенсации данного воздействия. В зоне воздействия проекта находятся особо охраняемые природные территории, а также места обитания краснокнижных видов. Нанесение ущерба столь ценным экосистемам и видам повлечет за собой существенные компенсационные выплаты, которые должны быть учтены и гарантированы еще на этапе планирования проекта.
— Оценка рисков для проекта, связанных с изменением климата, и мер по их снижению, предусматривающих инфраструктурные изменения.
В настоящее время у компании Штокман Девелопмент АГ отсутствует какая-либо климатическая политика, что может привести не только к усилению воздействия проекта на процесс изменения климата, но и к искусственному завышению рентабельности проекта за счет недооценки рисков, связанных с изменением климата. К таким рискам относятся: изменения в количестве и распределении осадков, ледовой обстановки, увеличение штормов и ураганов, повышение уровня моря, изменение береговой линии, более высокая заболеваемость среди населения и многое другое, что требует оценки еще на этапе планирования. При этом введение ограничений на выбросы парниковых газов на международном и национальном уровнях уже способствует изменению в потребительском поведении и спросе, повышению углеродосоставляющей в цене на элементы инфраструктуры проекта, необходимости соблюдения новых стандартов энергоэффективности. Все это, а также необходимость дополнительного страхования в связи с увеличением физических рисков в результате изменения климата, требуют дополнительных финансовых расходов, которые не учитываются в настоящее время.
— Экономическая оценка последствий для проекта в результате введения Европейским Союзом запрета на использование мазута на судах, курсирующих в Арктике.
В свете вышесказанного мы выражаем свои опасения, что инвестиционное решение, принятое без полного учета и гарантий финансовых затрат, связанных с ликвидацией аварийных ситуаций и минимизацией\компенсацией экологического ущерба, не может быть адекватным.
Мы призываем акционеров Штокман Девелопмент АГ рассмотреть вышеизложенную информацию и не принимать решение о начале финансирования проекта до тех пор, пока не будут ликвидированы все пробелы в оценке экологических рисков и разработан план ликвидации аварийных ситуаций.
Мы также призываем компанию Штокман Девелопмент АГ последовать примеру таких компаний как «Cairn Energy» и «Shell» и разместить разработанный план ликвидации аварийных разливов, а также материалы экологической оценки, в интернете для обсуждения широкой общественностью.
С уважением,
Чупров В., Гринпис России
Лесихина Н., координатор энергетических проектов, Мурманская региональная общественная экологическая организация «Беллона-Мурманск»
Горохов В., исполнительный директор, РОО Институт эколого-правовых проблем «Экоюрис»
Рогожин А., исполнительный директор, Некоммерческое партнерство «Зеленая линия», проект «Деньги за природу»
Кругликова Е., со-председатель, Общероссийская общественная организация Социально-Экологический Союз
Кобяков К., председатель, Мурманская областная общественная организация «Кольский центр охраны дикой природы»
Иванов Ю., исполнительный директор, Мурманская областная общественная организация «Кольский экологический центр»