В 2024 году в наш регион был доставлен парогенератор с Балаковской АЭС, согласно вот этой новости. Об этой возможной транспортировки мы сообщали ранее, ещё в 2021 году. Возникает вопрос, для чего везти парогенератор атомной станции из Саратовской области в Мурманскую область. Для утилизации? Но, каков экономический эффект. На первый взгляд выгоду получили РЖД, перевозка крупногабаритного груза, это услуга не из дешёвых.
Что представляет собой парогенератор. Объем одного парогенератора 140 кубометров. Масса в сухом состоянии составляет 322 тонны, из них 70 тонн нержавеющей стали (теплообменные трубки, дырчатый лист, трубопровод питательной воды) и 252 тонны черной стали (корпус парогенератора, коллектора 1 контура, опора теплообменных трубок). Толщина стенок парогенератора составляет от 12 до 14 см.
В 2021 году транспортировку парогенератора с Балаковской АЭС, планировалось осуществить до Волги автомобильным транспортом, а далее водным транспортом на судне проекта № 6252 «Итарус», который построен и осуществляет транспортировку ядерных отходов из Мурманской области в другие регионы нашей страны. Проект планировалось завершить до 1 ноября 2022 года. Но, сменился вид транспорта, и сдвинулись сроки.
Сейчас из сообщений госкорпорации Росатом, идёт обсуждение возможности строительства металлургического комплекса на территории предприятия, где производиться утилизация парогенератора с Балаковской АЭС. Планируется осуществлять высокотемпературную переработку металла, тем самым дезактивировать металл методом переплавки. Как сообщает пресс-служба госкорпорации, это позволяет быстро и безопасно возвращать до 90% металлических отходов в хозяйственный оборот. Тем самым Росатом планирует существенно сократить объемы РАО для захоронения.
В итоге непонятно, насколько экономически выгодно перевозить в Мурманскую область старые, крупногабаритные парогенераторы АЭС за несколько тысяч километров по железной дороге. Затем там производить переплавку, по сути, деактивировать металл и куда девать 90% этого металла. Увозить обратно в центральную Россию? Всё это делается только для того, чтобы сократить объемы РАО для захоронения. Это экономически выгодно? Из новостей не ясно, для чего в Мурманской области необходимо столько металла, планируется ли оставшиеся 10% металлических отходов захоранивать на Кольском полуострове.
Остаются одни лишь вопросы. Есть вероятность, того, что огромный парогенератор везли по железной дороге для того, чтобы понять, можно ли перевозить такой крупногабаритный груз с помощью РЖД в Мурманскую область. Ведь в планах Росатома строительство первого и второго энергоблоков Кольской АЭС-2. Возможно, эта опасная транспортировка, и металл понадобиться для строительства новой станции. А может, планируются экспортные поставки дезактивированного металла в другие страны. На данный момент ответы на эти вопросы не найдены, остается лишь гадать и делать предположения, зачем нужна такая опасная, дорогостоящая транспортировка.