Под тенью атомных химер

размещено в: Декомиссия | 0

Печальные события на станции Фукусима – 1 вновь привлекли внимание к проблемам атомной энергетики. В последние годы в России вновь активно обсуждается строительство новых атомных электростанций. Появился даже термин «Атомный ренессанс», которым обозначают вновь открывающиеся перспективы атомной энергетики. В числе других вновь вспомнили и о Южноуральской атомной электростанции, строительство которой однажды уже было начато в середине 1980-х и остановлено в 1990 году недалеко от города Озерска в Челябинской области. Сама история со строительством АЭС в Озерске становится своеобразным мифом и воспринимается далеко не однозначно.

Скрытая угроза

АЭС… Как много в этом слове для озерского сердца слилось. Как много в нем отозвалось — надежд и ожиданий… Строительство станции объявлено ни много, ни мало национальной идеей городского масштаба. С каких пор озерские обитатели стали отдельной нацией, мне неведомо. Но авторам подобного перла, похоже, все равно. Объявленная стоимость строительства станции порядка 6 миллиардов долларов или около 180 миллиардов рублей. Сумма равная бюджету 80-тысячного Озерска примерно за 60 лет. При этом строительство на сей раз планируется уже на новой площадке. Следовательно, все уже однажды сделанные расходы – это расходы «на воздух». А они совсем не маленькие. В литературе мне встречалась общая сумма сделанных вложений от 250 до 500 миллионов рублей в ценах 1980-х годов, разумеется. При этом стоимость всего жилого фонда тогдашнего Озерска составляла около 350 миллионов рублей. Таким образом, за те деньги, что закопали в землю за одну неполную пятилетку, можно было построить еще один город. А что реально было сделано на площадке строительства АЭС? Для такой суммы практически ничего. Реально построены несколько вспомогательных объектов, сегодня по большей части заброшенных. Из них использовать, возможно, пожалуй, только котельную. Да и бетонный завод, который можно приспособить разве что для сжигания мусора. И все.

При этом строительство АЭС почему-то начали вести прямо на том месте, где в 1957 году выпала значительная часть радиоактивных выбросов после аварии на комбинате. Одно из двух: либо проектировщики, разместившие станцию на этом месте, страдали болезнью Дауна от рождения либо являлись агентами ЦРУ и ставили целью подорвать советскую экономику бесполезными стройками. Иначе объяснить выбор именно этой площадки невозможно. В результате труд безвестных трактористов, самоотверженно, и, с немалым риском для жизни, запахавших загрязненные земли после аварии, был пущен прахом.

В ходе строительных работ верхний слой почвы оказался снят и, скрытая до времени землей, радиоактивность вновь оказалась на поверхности. Произошло так называемое вторичное загрязнение, в результате которого высвобожденные из почвы радионуклиды разносились по воздуху, колесами техники, на одежде и обуви строителей. В свое время я пытался найти на эту тему публикации в «Вопросах радиационной безопасности». Не нашел ни одной. По – видимому, эта проблема вообще никогда не изучалась. Почему? Ответ очевиден. Руководству атомной отрасли АЭС была нужна как воздух и поэтому внимание на возможности вторичного загрязнения просто не акцентировалось.

В результате связанные почвой в 1950-х годах радионуклиды вновь оказались подняты в земляные отвалы, рассеяны по большой площади, оказались в полях, водоемах, на улицах и в жилых домах Метлино и Озерска. Большой опасности вторичного загрязнения способствовал также рельеф местности. Окрестности станции представляют собой открытую равнину с редкими березовыми рощицами. Никакой естественной преграды для ветрового разноса радионуклидов нет. Именно таким образом произошло вторичное загрязнение засушливым летом 1967 года. В тот год пересохли мелководья на озере Карачай и, скопившиеся в осадках и илах радионуклиды, оказались подхвачены ветром и разнесены на десятки километров.

В современных условиях ситуация осложняется огромным количеством автотранспорта. В результате выпавшие на автодорогах плутоний и стронций будут «гарантировано» доставлены на сотни километров уже в ближайшие часы. Никаких террористов не нужно. Подобные результаты им даже не снились. Достаточно экскаватору наткнуться на подземную радиоактивную банку и «мини Хиросима» обеспечена в течение ближайших пары часов. Брошенные на станции отвалы и котлованы до сих пор представляют повышенную радиационную опасность.

В этих условиях призывать к началу строительства на прежней или новой, столь же загрязненной площадке выглядит, по меньшей мере, несколько странно, если не сказать больше. Не то проявлением безумия, не то подготовкой скрытой диверсии.

Тени прошлого

Разобраться в хитросплетениях атомной политики невозможно, не обратившись к историческим корням этого процесса. Различных мифов в этом вопросе создано столько, что наши сограждане просто не понимают первопричины многих действий. Начинать в таких случаях необходимо как всегда, сначала.

История появления советского атомного проекта окружена таким количеством всевозможных легенд и сказаний, что разобраться в том, что здесь является истиной, а что просто вымыслом достаточно сложно. В данном случае нас интересует один сюжет: как СССР получил технологию атомной бомбы. Непосредственно руководивший процессом чекист Павел Судоплатов, доверенный человек из ближайшего окружения Сталина, незадолго до своей смерти в 1996 году, опубликовал мемуары под названием «Разведка и Кремль», где в общих чертах приоткрываются некоторые тайные стороны атомного проекта. Большую часть известных ему секретов Павел Судоплатов унес с собой. Тем не менее, оставил достаточно намеков, которые подтверждаются и по другим источникам. Советская разведка при получении атомных секретов выступала скорее в роли посредника, своего рода негласного связного между представителями политической элиты США и руководством СССР. Негласные контакты сложились еще до окончания второй мировой войны и, в дальнейшем, продолжались десятилетиями. Фактически документация по технологии атомной бомбы была просто передана в полном объеме по негласным каналам разведки по прямому указанию представителей высшей военно-политической элиты США.

В результате, выполняя их распоряжения, Роберт Оппенгеймер выступал не только научным руководителем Манхэттенского проекта, но и негласным куратором советской бомбы. Возникает закономерный вопрос: а зачем это было нужно американцам? Вооружать своего потенциального будущего противника, что может быть глупее?

А объяснение достаточно простое. США смогли выбраться из глубокой экономической депрессии 1930-х годов только благодаря второй мировой войне, а вернее массированным военным заказам. Война породила американскую военную и промышленную мощь, сделала США мировой сверхдержавой. С окончанием войны компании неизбежно лишались гарантированных военных заказов, а их владельцы прибылей.

Америка 1920 — 1930-х годов, за исключением нескольких крупных городов – это страна овцеводов и хлопкоробов, некое подобие современного Узбекистана. Как элита, так и общественность США придерживаются политики изоляционизма, невмешательства в чуждые американцам европейские дела. Участие США в первой мировой войне воспринимается как большая ошибка. Крупной военной промышленности в стране просто нет. Армия миниатюрная. В конце 1930-х годов на вооружении насчитывается 200 танков, в 100 раз меньше чем в Красной Армии Сталина. А участие США в мировых делах не распространяется далее поставок зерна и баранины.

Роль мировой провинции заканчивается для США в ходе второй мировой войны. Страна становится супердержавой с мощной промышленностью и первоклассной армией, элита которой не хочет более возвращаться на кукурузные ранчо, она хочет управлять миром. Но для поддержания мускулов – мощного военно-промышленного комплекса необходима внешняя угроза, которая заставит американского налогоплательщика платить и за армию и за ВПК. После краха Германии и Японии такой угрозой мог стать только СССР. Тем более что советские вожди поводов давали предостаточно. Болтовня о мировой революции и диктатуре пролетариата могла напугать даже самого благодушного американского фермера. Тем более должна была заставить раскошелиться и хозяев Америки – ее финансовую элиту. А когда «дядюшка Джо» — так на западе называли Сталина, получил еще и атомную бомбу, угроза становится вполне реальной. В результате этой сложной и очень тонкой игры мир получил «холодную войну» а политическая элита США – знаменитые 400 семейств — мировое господство. Что бы они делали – не будь Сталина, сложно представить. Мао Цзе Дуна пришлось бы вооружать.

Холодный мир

А для Сталина «холодная война» была еще более необходима. Экономическое и социальное банкротство советского режима в послевоенные годы было очевидно. Никакой позитивной программы выхода из тупика сталинизм предложить был не способен. Тем временем домой вернулись миллионы мужчин, прошедших войну и умеющих обращаться с оружием. Удержать их в повиновении только страхом было очень трудно. Недовольство и разочарование режимом в стране встречались повсеместно. Народ был уверен, что Сталин обманул его, никак не вознаградив за колоссальные жертвы, понесенные в годы войны. Недовольство Сталиным проникло и в среду популярных после войны военных вождей. На ожидания народа режим ответил одним – новыми репрессиями в благодарность за победу в войне. В обескровленной изможденной стране на 170 миллионов жителей приходилось 5 миллионов заключенных – наиболее трудоспособных и сильных мужчин. На присоединенных окраинах: западе Украины и Прибалтике бушевала массовая повстанческая война. Установить «народную» советскую власть там удавалось зачастую, лишь выселив в северную тундру почти всех жителей.

В этих условиях закачавшемуся режиму был нужен внешний враг, он был необходим как воздух. И этим врагом был объявлен недавний союзник – США, страна, кормившая и снабжавшая Сталина всю войну. «Дядюшка Джо» нашел нового внешнего врага. Режим был спасен. Теперь можно было оправдывать и новую гонку вооружений, и очередное ужесточение режима новой угрозой – со стороны «американского империализма».

Создание «с нуля» атомной отрасли потребовало колоссальных затрат. Цена советской атомной бомбы, взорванной в 1949 году, составила сумму равную половине военных расходов СССР в Отечественной войне. В 1946—1947 годах, в СССР разразился очередной страшный голод, поразивший, как и в 1933 году, наиболее плодородные районы. Официальной причиной голода объявлена засуха. Неофициальной – стремление Сталина вновь «поставить в стойло» почувствовавшее свою силу поколение победителей. Число жертв голода оценивается в литературе цифрой до 4 миллионов человек. Многие семьи погибших фронтовиков вымирали в деревнях полностью. Даже небольшой части затраченных на «бомбу» средств с лихвой хватило бы, для спасения людей от голодной смерти. Но режиму не было до них никакого дела, как впрочем, и всегда.

При этом никакой необходимости в атомной гонке не было. Судоплатов доложил Сталину, что американцы откровенно блефуют. Реально они смогут накопить достаточное число атомных зарядов для возможного удара по СССР не ранее середины 1950-х годов. В 1945 году в США смогли произвести четыре бомбы, в основном, из захваченных у немцев материалов. Как утверждает американский историк Джозеф Фаррелл в бестселлере «Черное солнце третьего рейха» — гитлеровцы стояли на пороге создания атомной бомбы. Им не хватило от силы двух-трех месяцев. Три бомбы американцы взорвали, а четвертая, сброшенная первой на Нагасаки, не взорвалась. Японцы ее подобрали и после капитуляции передали СССР. Нападать на СССР американцам было просто не с чем. Созданный в США атомный комплекс был гораздо скромнее советского. По числу занятого персонала меньше, в несколько раз. А как же план «Дропшот» — широко разрекламированный план ядерных ударов по 300 советским городам, спросите Вы? А часто Вы встречаете рекламируемые планы ведения войны? Ответ очевиден. «Дропшот» являлся талантливой мистификацией, преследующей сразу несколько целей. В первую очередь заставить поверить в реальность атомной угрозы и дать импульс для развития военно-промышленного комплекса.

В ходе создания советского атомного комплекса появилось большое число влиятельных людей, кровно заинтересованных в его всемерном развитии и расширении. Неограниченные властные полномочия, бездонное финансирование – такие возможности, неслыханные в СССР – приносило участие в атомном проекте. Так формируется мощнейшее советское «атомное лобби» — будущий костяк Средмаша.

План Даллеса в действии

Вступая в «холодную войну» с СССР, США практически не имели внешней разведки как таковой. Поэтому активную разведывательную работу в СССР вести просто не могли. Но американцы талантливый народ. Они умеют использовать все самое лучшее и создавать с нуля успешные проекты. Одним из них стало создание ЦРУ и заявленная Алленом Даллесом программа подрывной работы против СССР. Появление ЦРУ советские чекисты встретили с плохо скрываемой иронией. Советская разведка накопила к тому времени огромный опыт и располагала разветвленной сетью агентов на территории США. У американцев не было ничего. Но они умели учиться, ставить реальные цели и достигать, казалось бы — невозможного, причем в кратчайшие сроки. К противостоянию с СССР американцы подошли как никогда серьезно, создавая специальные исследовательские центры, куда привлекались лучшие специалисты со всей страны и из-за рубежа. Сложилась целая отрасль науки — советология. К началу 1980-х годов в США действовало примерно 170 исследовательских центров и групп занятых в сфере советологии, проще говоря, изучением методов борьбы с СССР. Одной из ведущих структур этого рода стала знаменитая корпорация РЭНД. Мощнейший исследовательский центр, средней квалификацией сотрудников которого являлась докторская степень по философии.

В советском КГБ либо не понимали, либо не придавали значения их деятельности. А зря. Ибо алгоритм успешных действий против СССР был найден. Результаты стали очевидны в 1991 году, а все произведенные на советологию затраты, США давно окупили за счет советских трофеев. Сегодняшняя американская советология хоть и сократила масштабы, но не прекратила своей деятельности. Более того, в современных условиях возможности деятельности советологов намного больше, чем были двадцать или тридцать лет назад. Активная их деятельность однажды вызвала даже проявление публичного недовольства со стороны Владимира Путина. В одном из своих многочасовых выступлений он выразил свое непонимание того, почему, несмотря на дружественные отношения РФ и США — так называемые советологи по-прежнему мыслят критериями времен «холодной войны». Владимир Путин высказал предположение, что советологи не умеют больше ничего делать, кроме как бороться с уже несуществующим СССР. Разумеется это не так. Американская советология сегодня решает задачи стратегического значения, последствия которых будут проявляться только спустя годы. Возможностей для этого сейчас более чем достаточно. Некоторые из направлений этой деятельности более или менее известны, о некоторых возможно только догадываться.

Тупиковый путь

Но все это хорошо и интересно, а при чем здесь АЭС, спросите Вы? А все очень просто. Одной из предложенных советологами методик для подрывной работы в СССР была так называемая «концепция непрямого воздействия». В чем суть этого гениального изобретения вражеского ума? Советологи прекрасно изучили систему принятия решений в СССР и научились ее использовать. Суть методики состояла в предложении советскому руководству решений ошибочных, тупиковых, ведущих к системным противоречиям и сбоям в различных ведущих отраслях деятельности, в том числе в экономике. Действовали они, как правило, через постепенно создававшееся американское лобби внутри СССР. Но было бы неправильно считать подобных лоббистов просто шпионами или коррупционерами. Многие из них банально боролись за свои собственные интересы в жестких условиях советской экономики.

Система принятия решений в СССР была просто уникальна. Засекретив все что возможно, советские вожди поставили принятие важнейших решений в зависимость от случайных факторов – мелких интересов какого-нибудь рядового чиновника. В литературе описан случай, как принимались решения и, не где — нибудь, а в ЦК КПСС. Некий молодой человек: толкач — снабженец из Ленинграда прибывал туда с дипломатом в руках и искал нужного человека. Не того, кто занимал должность, а того, кто реально принимал решение. После чего решал свой вопрос без волокиты в кратчайшие сроки и уезжал в Ленинград уже без дипломата, но с нужным решением в кармане.

На сегодняшний день все больше оснований считать, что идея строительства атомных электростанций в СССР была искусственно «подложена» советскому руководству через заинтересованных людей именно американской стратегической разведкой. В структуре народного хозяйства СССР атомные электростанции были необходимы как корове пятая нога. Развернув в 1970—1980-е годы массовое строительство АЭС, СССР был вынужден сосредоточить здесь массу средств и ресурсов, сняв их с других отраслей. Помимо этого оказалось полностью парализовано развитие тепловой энергетики, дававшей 80% энергии. Полученный в результате роста цен на нефть в 1970-е годы некоторый валютный «жирок» во многом тоже ушел в АЭС. Потребовалось создавать целую отрасль атомного машиностроения.

При этом в 1970 — е годы начинается быстрое освоение газовых месторождений в Западной Сибири и СССР впервые в своей истории получил реальную возможность доставки «голубого топлива» в любую точку страны и массового строительства тепловых станций нового поколения. Тем самым, вдохнув жизнь в самые отдаленные и заброшенные уголки страны. Увы, эта возможность была «зарублена на корню». Необходимые средства ушли в АЭС. При этом доля атомной энергетики в современной России составляет всего 13%. «Гора родила мышь». Кроме того, ни один реактор советских времен не построен в соответствии с первоначальным проектом. Более того, нет даже разработанной технологии их безопасной остановки. А срок эксплуатации советских АЭС заканчивается и как решать проблемы их консервации пока никому непонятно.

Почему сейчас вновь заговорили о «ренессансе атомной энергетики» в России? Смотрите выше. Советологи мастерски изучили свое дело. Сейчас предпринимается попытка вновь повторить успех 1970-х годов и пустить развитие энергетики России по ложному пути, навязав новую волну гигантских строек. Тем более что и нефтяной «жирок» вновь накопился. Надо бы его аккуратненько выпустить. Да и отвлекающий фактор не помешает. Как бы то ни было, но интересы американских лоббистов и российских атомщиков в очередной раз совпали, как и тридцать лет назад. В прошлый раз ставилась перспективная цель на подрыв и разрушение СССР. Что может ставиться целью сейчас возможно только предполагать. Скорее всего, планируется новый этап изматывания Российской Федерации через втягивание ее в несколько тупиковых проектов. Одним из них как раз и является «ренессанс атомной энергетики».

Автор рисунка Leszek Bujnowski

Share Button