Цена атомного «щита»

размещено в: Декомиссия | 0

Уважаемые читатели, гости и посетители нашего сайта продолжаем публиковать статьи Александра Черникова. Вашему вниманию представляем следующую статью об атомной промышленности в целом, немного истории и перспективы развития.

Однажды, двадцать лет назад…

В свете заявленных Владимиром Путиным грандиозных, составляющих четыре триллиона рублей, расходов на атомную отрасль, сразу же напрашивается прямая аналогия с недавним прошлым. И, в первую очередь, страшной по своим последствиям ценой советского «атомного проекта».

Само собой разумеется, уважаемые читатели, вы спросите: «А какое сейчас все это имеет значение? СССР уже двадцать лет не существует. Мы живем в другой стране, с иным политическим строем и совершенно иной ролью в мире».
И вы будете в этом абсолютно правы. Но сегодняшняя ситуация в нашей стране не возникла сама по себе и не появилась в одночасье чудесным образом неведомо откуда. Все это закономерное следствие абсолютно чётко различимых процессов.

В декабре уже прошедшего 2011 года наступила круглая дата – двадцать лет со дня исчезновения СССР. Мог ли СССР провести успешную модернизацию и избавиться от мрачного наследия пережитков сталинизма? Лично я просто уверен в том, что это было вполне возможно. Достаточно посмотреть на опыт реформирования Китая в условиях изначально гораздо худших и его сегодняшние результаты. Что же погубило СССР? Вопрос сложный и ответить на него одной фразой, конечно, невозможно.
Тем не менее, несомненно, что одной из основных причин краха страны явилось отсутствие обратной связи, канала взаимодействия между стремительно деградирующей властью и населением, во всяком случае — его думающей частью.

Закрытость и замкнутость правящей советской номенклатуры на самой себе не позволяла использовать огромный интеллектуальный потенциал нашего талантливого и трудолюбивого народа на благо для развития страны.
Принятие решений исключительно в своём узком кругу, подмена интересов страны интересами собственными, стремление к сокрытию информации обо всем и вся – все это приводило к нарастанию отчуждения между правящим классом и большинством населения страны. Воспользовавшись крахом империи для своего личного обогащения — бывшие комсорги и парторги до сих пор думают, что вытащили счастливый билет. Они ещё не понимают, что их «паровоз давно ушёл…»

Плановый абсурд

Ладно, все это хорошо – но при чем здесь атомный комплекс и распад СССР? Как эти явления связаны между собой – спросите вы? А что бы ответить на этот вопрос, придётся немного подумать. Военно-промышленный комплекс превратился в важнейший смысл существования СССР. Разработка и производство различных видов вооружения, естественно, объявлялось заботами о «безопасности», «обороноспособности», «обуздании агрессивных планов капиталистов» — ещё с десяток подобных обоснований вы и сами сможете легко вспомнить.

В условиях закрытой, плановой экономики военно-промышленное производство могло доходить до абсурда. Борис Ельцин вспоминал поразившие его сцены, увиденные им на широко известном ныне Уралвагонзаводе (УВЗ) в Нижнем Тагиле.
Уралвагонзавод помимо давших ему название небольшого числа плохоньких вагонов производил ещё и танки в большом количестве, гораздо большем, чем все страны НАТО вместе взятые. И как любое советское предприятие УВЗ непрерывно боролся за выполнение и перевыполнение плана, зачастую неизвестно зачем разработанного. Но помимо производства, завод занимался ещё и утилизацией списанных танков.

В период пиковой борьбы за «выполнение плана» заводские умники придумали простейший способ убить двух зайцев одновременно. Новенькие, только что сошедшие в одном цехе с конвейера танки, списывались и отправлялись на утилизацию в соседний цех. Оба производства план выполняли и перевыполняли, на доске почёта вывешивались портреты заслуженных передовиков, делились премии, выдавались грамоты и знамёна. То, что в результате этого абсурда стране наносился колоссальный ущерб — никого не волновало. Работники получали зарплату, производство дымило и грохотало и вся эта дикая ситуация воспринималась как совершенно нормальная в условиях плановой экономики.
Атомная отрасль являлась крупнейшей и наиболее дорогостоящей частью военно-промышленного комплекса СССР. Порезанные в металлолом новенькие танки, каждый из которых по цене был равен не построенной первоклассной больнице – это мелочь, просто ничтожные копейки по сравнению с расходами на ракетно-ядерное вооружение. В отличие от США, где официально опубликована цифра расходов на производство атомного оружия, в Росатоме эту «тайну» до сих пор хранят как самое ценное.

Архивный «детектив»

Общие расходы США за годы «холодной войны» составили 3,9 триллиона долларов. СССР, произведя атомного оружия вдвое больше США, должен был затратить не менее 8 триллионов долларов в сопоставимых ценах. Все очень просто, в чем состоит «большой секрет» непонятно. Тем не менее, попытки подсчитать советские военные расходы выливались просто в настоящие детективные истории.

В середине 1990-х годов в России стартовал фундаментальный исторический проект, призванный более или менее объективно оценить итоги советского прошлого. Проект был поддержан на самом верху тогдашней российской власти. Общее руководство осуществлял ныне опальный академик Юрий Афанасьев, в то время вхожий к первым лицам страны. Масштабное исследование реализовалось в виде нескольких томов под общим названием: «Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал».
Одним из направлений исследования стало и изучение советского военно-промышленного комплекса, в том числе атомной отрасли, ранее наглухо закрытой. Возглавлявший с 1993 по 1996 год российское архивное ведомство Рудольф Пихоя проделал очень большую работу по рассекречиванию документов государственных архивов. Это позволило многим историкам ознакомиться с документами ранее вообще никому неизвестными.
Но ведомственные архивы бывших военно-промышленных министерств, в том числе Средмаша, рассекречивать свои фонды не спешили. Более того, историки столкнулись с настоящим саботажем. Процесс рассекречивания уже не представляющих государственной тайны документов мог длиться месяцами. А когда тянуть дальше становилось просто невозможно, в кратчайшие сроки документы рассекречивались, признавались малоценными и тут же уничтожались. Складывалось стойкое впечатление – что это не просто проявление обычной для совслужащих халатности, а то, что процесс кто-то негласно организовывал, кто-то за ним стоял…

При таких «защитниках» врагов уже не надо

Одно из наиболее интересных исследований посвящённых советскому ВПК проделано доктором исторических наук Ириной Быстровой из академического института Российской истории РАН.
По подсчётам Ирины Быстровой, общие военные расходы СССР даже в «перестроечном» 1989 году составили не менее 480 миллиардов рублей, и это ещё без учёта расходов транспорта и связи. Госкомстат СССР утверждал, что в 1989 году валовой национальный продукт составил 924 миллиарда рублей, а произведённый национальный доход равнялся 656 миллиардов рублей. Расходы СССР «на оборону» достигли умопомрачительных цифр – 51,9% от валового национального продукта или 73,1% от произведённого национального дохода.[1]

При таких расходах «на оборону» никакие враги больше не нужны, экономика рухнет сама естественным образом, что и привело СССР к неизбежному краху.
Госкомстат Российской Федерации официально признал, что в советские годы в статистических сборниках по оборонным расходам выдавалась заведомо неточная информация с целью «дезинформировать» иностранные разведки. Вряд ли разведки вообще эти сборники читали, да и не заметить подвохов образованному человеку было просто невозможно.
Посмотрим, как выглядел официальный бюджет СССР на 1985 год. Общая сумма доходов бюджета — 390,6 миллиардов рублей. Расходов – 386,5 миллиардов рублей.

В том числе расходы на оборону – вы, пожалуйста, не смейтесь, составили – не поверите… 19,1 миллиарда рублей![2] 4,95% бюджета! «Миролюбивые» вы наши! С первого взгляда понятно, что это «липа».
На что рассчитывали, непонятно. На то, что в ЦРУ идиоты работают? Но ЦРУ не КГБ, в этой фирме дураков и алкоголиков с комсомольским прошлым не держали, потому, в конце концов, и выиграли.

В 1988 году доходы бюджета СССР составили уже 469 миллиардов рублей. Расходы – 459,5 миллиардов. В том числе на содержание армии и флота – 20,2 миллиарда. Но в сноске указывается, что эта цифра без учёта расходов на закупку вооружений и техники и прочих военных затрат. Всего же в 1989 году предусматривалось направить на военные расходы 77,3 миллиарда.[3]
Сравните с цифрой 480 миллиардов по подсчётам Ирины Быстровой. Кто прав?
Только расходы на ядерно-оружейный комплекс Средмаша не могли составлять менее 200 миллиардов рублей в год или половину всех военных расходов. Это минимум, меньше которого при тех масштабах производства быть просто не могло. Сколько было по максимуму, неизвестно.
Как можно разрешить эту спорную ситуацию? Только одним способом – опубликовать финансовую отчётность Средмаша по ядерно-оружейному комплексу за любой год в период 1970-х или 1980-х годов. Никакой «секретности» они сейчас не представляют. И все. Вопросы исчезнут сами собой.

Но — увы. Хранить уже давно ненужные тайны прошлого и твердить о собственном исключительном вкладе в «обороноспособность» разрушенной страны это проще и спокойнее, чем искать ответы на непростые вопросы, в очередной раз стоящие перед нашим народом.

Александр Черников

Литература:

[1] Быстрова И. В., Рябов Г. Е. Военно-промышленный комплекс СССР.//Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. Москва. 1997. С. 206.

[2] Народное хозяйство СССР в 1985 году. Москва. 1986. С. 559.

[3] Народное хозяйство СССР в 1988 году. Москва. 1989. С. 625.

Share Button