Практически в центре Мурманска уже несколько дней находятся ядерные отходы, ожидающие транспортировку на Урал. Экологи призывают власти сообщить населению об угрозах и отказаться от ядерных транспортировок.
1 апреля в порт Мурманск на ФГУП «Атомфлот» прибыл сухогрузный теплоход «Михаил Дудин», находящийся под флагом Мальты. Судно доставило три двадцатифутовых контейнера с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ), другого груза на судне нет. Предположительно это ядерные отходы (ОЯТ) с польского исследовательского ядерного реактора, в таком случае там может быть и повышенное обогащение по урану. Сейчас сложно говорить о количестве опасных отходов, это может зависеть от типа контейнеров, размеров оболочки, уровня радиоактивности и пр.
На официальном сайте Госкорпорации «Росатом» никакой информации об опасной транспортировке, как обычно нет, ФГУП «Атомфлот» также не дает никаких официальных комментариев, требуя письменных запросов, вероятно, чтобы оттянуть время и дождаться отправки груза. Из неофициальных источников известно, что «ОЯТ уже перегрузили с судна в эшелон, который ожидает отправки», а в настоящее время опасный груз находится практически в центре Мурманска.
«Это не первая транспортировка ядерных отходов через порт Мурманск, и власти, как обычно, скрывают это, лишь активное общественное внимание заставляет сообщать о случившихся транспортировках, — сообщает Виталий Серветник из Кольского экологического центра. — Мы неоднократно призывали „Росатом“ и власти отказаться от такого опасного для мурманчан, а далее и для всей европейской части России через которую повезут отходы, ядерного бизнеса».
Ядерная транспортировка из Польши ставит ряд серьезных вопросов:
1. Почему под предлогом обеспечения лучшей физической защиты ядерные отходы вывозятся с территории Европейского Союза, где применяются более жесткие нормы в области ядерной безопасности, по сравнению с Россией? Очевидно, что истинная причина ввоза ОЯТ лежит не в сфере обеспечения лучшей физической защиты ядерных материалов.
2. При транспортировке ядерных материалов на Урал, поезд проходит поблизости или пересекает населенные пункты с миллионами жителей. «Росатом» даже не предупреждает население о потенциальной угрозе, которая может возникнуть из-за аварии или действий злоумышленников. В случае ЧП, население будет абсолютно не подготовлено к действиям в экстремальной ситуации, что может привести к дополнительным жертвам.
3. ОЯТ из Польши предполагается переработать на комбинате «Маяк», что приведет к образованию гигантского количества жидких радиоактивных отходов — до 200 тонн на одну тонну переработанного ОЯТ. Напомним, что бывший директор комбината Виталий Садовников был подвергнут уголовному преследованию, а затем уволен из-за доказанных фактов слива радиоактивных отходов в окружающую среду. Очередной контракт на переработку означает новые отходы и новые сливы, за которые будущим поколениям россиян придется расплачиваться собственным здоровьем.
«Крайне спорная с точки зрения логики операция „Росатома“ ведет к новым рискам для россиян, живущих вдоль маршрута транспортировки, и накоплению радиоактивных отходов, которые будут оставаться опасными многие тысячи лет, — комментирует Владимир Сливяк, сопредседатель группы „Экозащита!“. — Ни финансовой, ни какой-либо еще выгоды для страны за этим контрактом нет. Правительству пора вмешаться в деятельность госкорпорации и остановить осуществление этой удивительно циничной политики по превращению России в свалку ядерных отходов».
Первое сообщение появилось в фэйсбуке популярного мурманского блоггера и фотографа Александра Бергана: «На днях снова пришло судно с отработанным ядерным топливом в Мурманск для дальнейшей транспортировки на Маяк. Знаю, что такое происходит из-за того, что еще со времен СССР есть договор возвращении ядерных отходов с советских АЭС за рубежом обратно на родину. Но почему Россия должна превращаться в мировую ядерную помойку? Это же миллионы лет полураспада. Что за мировой заговор по превращению России в мировой склад ядерных отходов?»
7-905-294-1063, vitservetnik@kec.org.ru — Виталий Серветник, Кольский Экологический Центр,
7-985-776-6281, ecodefense@gmail.com — Владимир Сливяк, Экозащита.
Стоянка в Мурманске http://www.marinetraffic.com/ais/ru/default.aspx?oldmmsi=256198000&zoom=10&olddate=lastknown
Фото захода в Мурманск 1 апреля http://www.marinetraffic.com/ais/showallphotos.aspx?imo=9057329#top_photo
Информация о судне http://www.marinetraffic.com/ais/shipdetails.aspx?mmsi=256198000 и http://riverfleet.ru/fleet/d_39820/