Внимание российских экологов приковано к Красноярскому краю. Это связано с тем, что в нашем регионе компания «Русгидро» планирует масштабное возведение новых гидроэлектростанций.
В работе экологического форума, прошедшего по этому поводу в Красноярске, приняли участие представители экологических организаций Сибири и Дальнего Востока, Всемирного фонда дикой природы (WWF), «Гринпис» России, ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Российские экологи считают, что проблемы, связанные с дальнейшим развитием у нас гидроэнергетики, выходят за пределы региона, имеют общероссийский и даже геополитический масштаб.
— Территория Эвенкии — крупный массив нетронутых человеческой деятельностью лесов. Строительство ГЭС приведёт к деградации здесь хрупких лесных систем. Предсказать экологические последствия невозможно, — считает руководитель программы по особо охраняемым природным территориям Гринписа России Михаил Крейндлин. — Но сохранение подобных малонарушенных лесов является одной из основных общепланетарных задач по сохранению биологического разнообразия и поддержания глобального климатического баланса. Это прописано в Международной конвенции о биологическом разнообразии, заложено и в российском законодательстве.
Тем не менее в 2008 году правительство России своим распоряжением одобрило генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, которой предусмотрено строительство в Красноярском крае четырёх гидроэлектростанций. В перспективе планируется дальнейшее освоение гидропотенциала Ангары и эвенкийских рек.
В рамках возведения Эвенкийской ГЭС предусмотрено строительство линии высоковольтных передач от ГЭС до Тюмени, потому что основной целью строительства этого гидрообъекта, соответственно уничтожения лесов в Эвенкии, а то и всего эвенкийского народа, является государственная необходимость подачи электроэнергии в газоносные районы Сибири, создание резервного источника электроснабжения для европейской части России.
Между тем, как считают сами гидроэнергетики, они осуществляют исключительно государственную политику. Правительство ставит перед ними задачу: обеспечить электроэнергией Тюмень, где запасы природного газа истощаются. Руководитель WWF России по экологической политике нефтегазового сектора Алексей Книжников в целесообразности этой концепции сильно сомневается:
— Необходимость поставки электроэнергии в Западную Сибирь — нелепые предложения. Там на факелах впустую сжигается огромное количество попутного нефтяного газа! Это вредит экологии, но, с другой стороны, может использоваться для энергообеспечения Тюмени. Финансировать за счёт денег налогоплательщиков, то есть наших с вами, очередной экологически губительный проект, который уничтожит почти миллион гектаров нетронутой человеком живой природы, самобытную культуру эвенков, для того, чтобы направлять электроэнергию в регион, где её избыточно много, — это антигосударственная политика.
Позиция WWF России однозначна: проект должен быть закрыт. Гидроэнергетики объясняют общественности — мы строим Эвенкийскую ГЭС для потомков. Пусть тогда сами наши потомки (не сомневаюсь, у них к тому времени появятся новые научные разработки, современные технологии) и решат, нужен им этот проект или нет. Наша задача — обеспечить энергоэффективность существующей российской энергетики. А уже потом думать о создании других дополнительных видов и способов получения энергии.
Эта позиция важна и с точки зрения развития российского бизнеса. Цивилизованные страны уже задумываются о введении таможенных запретов на ввоз продукции, которая не отвечает европейским стандартам энергосистемы. Тем самым они делают свой вклад в регулирование на планете. Это действительно серьёзная проблема, с которой будут вынуждены столкнуться наши внуки. Если российская экономика не изменит свою энергопрожорливость, она будет неконкурентоспособной на мировом рынке.
Директор Бурятского экологического объединения по Байкалу Сергей Шапхаев на форуме в Красноярске заострил внимание общественности на том, что до сих пор наши гидроэнергетики не нашли выхода из экологических тупиков с уже существующими ГЭС.
— Все экосистемы взаимосвязаны, — поясняет Сергей Шапхаев. — На Ангаре десятки лет существуют гидроэлектростанции, планируется строительство новых, но кто сегодня способен оценить социально-экономическую эффективность проектов новых сооружений, которые проектируются на этой реке?
Правительство России рассматривает отдельно строительство плотины Богучанской ГЭС и алюминиевого завода. Но в данном случае нужно рассчитывать эффективность технологической цепочки в целом, а потом решать — строить объект или нет. Не случайно Всемирный банк не поддержал инициативу строительства этой станции, отчего пришлось тратить деньги российских налогоплательщиков. Ради чего? Чтобы построить в тайге очередной алюминиевый завод, доходы от дальнейшей деятельности которого будут поступать в карман очередным олигархам?
Сергей Шапхаев сделал акцент на «водном» вопросе — оказывается, для всех плотин даже в бескрайней Сибири далеко не всегда хватает воды. А сами наши гидросистемы, от Байкала до Енисея, толком никем не контролируются.
— У Байкала есть природные циклы. И существующие ГЭС от этого зависят. Но это упорно не учитывается. В маловодный год наступает аврал, по тридцать раз собирается межведомственная комиссия, потому что возникают проблемы с рабочей загрузкой турбин, потому что до сих пор не разработаны правила регулирования каскада ангаро-енисейских ГЭС и озера Байкал. А если на Ангаре построить новые станции?
Проекты, над которыми сейчас ведётся работа, просто абсурдны. Для существующих ГЭС правила до сих пор не разработаны. Кто следит за ситуацией? В Братском водохранилище все гидропосты прикрыли. Сократили их количество на Байкале, и приточность озера теперь контролировать просто невозможно. Надо навести порядок с уже существующими ГЭС, а потом создавать новые.
Наталья Сангаджиева, «Красноярский рабочий», 30 января 2009 г.