Проектный срок эксплуатации старых реакторов в РФ продлевается, иногда в два раза. В погоне за прибылью, вместо вывода старых реакторов, “Росатом” практикует повышение их тепловой мощности, игнорируя срок работы и мощность реакторов, определённые когда-то советскими инженерами. Всё чаще решения принимаются без государственной экологической экспертизы и общественных слушаний. Экологические активисты выступают против этих небезопасных экспериментов. Катастрофа может случиться, пока не закрыт последний реактор!
Ко дню памяти о Чернобыльской трагедии РСоЭС публикует истории об экологических проблемах и действиях активистов, связанных с атомной энергетикой.
Проблема
70% российских реакторов смело можно назвать старыми — они разработаны в семидесятые годы, и были рассчитаны на 30 лет работы. Но вместо того, чтобы выводить их из эксплуатации в положенный срок, “Росатом”, ради экономической выгоды, продлевает срок их работы и даже повышает их тепловую мощность. В среднем проектный ресурс реакторов продлевается на дополнительные 15 лет; но в некоторых случаях это и 30 лет, что в два раза превышает изначально установленный срок эксплуатации по проекту.
Продлены сроки эксплуатации различных энергоблоков на Кольской, Нововоронежской, Ленинградской, Смоленской, Курской, Калининской, Белоярской, Балаковской и Билибинской атомной станциях.
Особенно беспокоят экологов реакторы РБМК — “чернобыльского типа” (то есть точно такие же, какие были на Чернобыльской АЭС). Все реакторы Ленинградской, Смоленской и Курской атомных станциях до сих пор работают в режиме продления эксплуатационного ресурса. Несмотря на то, что после Чернобыля система управления и защиты реакторов РБМК была несколько доработана, конструкция и физика активной зоны и реактора осталась прежней. Реакторы РБМК считаются опасными из-за использования графита в качестве замедлителя нейтронов и отсутствия защитной оболочки (контайнмента), которая может защитить от аварийного выброса радиоактивных веществ и от падения самолета.
У реакторов ВВЭР также есть конструктивные недостатки, особенно их много у ректоров старого дизайна, ВВЭР-440/230. Энергоблоки ВВЭР-440 также не имеют защитной оболочки, предназначенной для удержания радиоактивности в случае тяжёлых аварий и защите от внешних воздействий, например, падения современного самолёта.
Надо сказать, что в других странах к таким реакторам относятся более серьезно, например, в 2010 году была закрыта Игналинская АЭС, на которой стояли реакторы РБМК-1500 — это было одним из условий приема Литвы в Евросоюз. Также по требованиям безопасности ЕС закрыты четыре энергоблока ВВЭР-440 на АЭС Козлодуй в Болгарии, и пять энергоблоков ВВЭР-440 АЭС Норд, г. Грайсфальд, побережье Балтики в восточной Германии. В России же аналогичные ВВЭР-440 на Кольской и Нововоронежской АЭС планируют эксплуатировать ВДВОЕ дольше расчетного срока, и при этом их мощность повышается выше проектной.
(Подробно о том, чем опасно продление и повышение мощности реакторов — см. в конце статьи)
Кольская АЭС
Продление первых двух реакторов началось в 2003 и 2004 годах. С 11 октября 2014 года все четыре энергоблока Кольской атомной электростанции работают сверх отведённого конструкторами срока.
В июле 2018 Ростехнадзор выдал лицензию, в соответствии с которой «Росэнергоатом» получил право эксплуатировать первый энергоблок Кольской атомной электростанции в течение дополнительных 15 лет, до 2033. Этот реактор был введен в эксплуатацию в 1973 и проработал к тому моменту 45 лет. Таким образом, общий срок эксплуатации энергоблока составит шестьдесят лет. Такое длинное продление стало первым в истории атомной энергетики России.
20 декабря 2019 года Ростехнадзор выдал лицензию Кольской АЭС на эксплуатацию второго энергоблока ещё 15 лет — до 2034 года. В результате общее время работы второго реактора также составит 60 лет. Для оценки решения о продлении срока эксплуатации этих энергоблоков в обоих случаях уже не проводилась государственная экологическая экспертиза, также не проводились общественные слушания.
Активисты Кольского экоцентра направили запрос, не является ли это нарушением российского законодательства. В своем ответе федеральная служба «Ростехнадзор» сообщила, что общественные слушания и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) в данном случае не требуются, так как работы проводятся на уже построенном ядерном объекте. Проведение общественных слушаний и ОВОС требуется только для строительства новых объектов, поэтому требования законодательства не нарушены.А в 2005-м прокуратура отмечала, что лицензии на продление были выданы с нарушением российского законодательства, но несмотря на это, положенной государственной экологической экспертизы не было проведено.
Жители городов Апатиты и Кировск Мурманской области пьют воду из оз. Имандра, которое является водоемом-охладителем Кольской АЭС. Подземного источника водоснабжения для этих городов не существует. Повышение мощности реакторов Кольской АЭС и продления эксплуатационного ресурса создает риски утраты стандартного водоснабжения для десятков тысяч жителей этих городов в случае радиационной аварии на Кольской АЭС, что нарушает положения Водного Кодекса. А также вредит экосистеме водоема.
Активизм
Экологические организации Мурманской области Кольский экоцентр и “Природа и молодежь” («ПиМ») выступают против продления старых реакторов Кольской АЭС уже много лет. В 2003 году была выпущена брошюра Брошюра: «Кольская АЭС: как жить дальше?», а летом 2004 года прошёл лагерь протеста, закончившийся акцией у Кольской АЭС. В 2005 году экологи провели традиционную акцию накануне дня памяти Чернобыльской трагедии, обратились в прокуратуру Мурманской области с заявлением о нарушениях, допущенных руководством КАЭС и получили поддержку прокуратуры, а 8-го ноября 2005 года обратились к губернатору области с требованием закрыть КАЭС.
Также активисты боролись с идеей сооружения Кольской АЭС-2. Визит главы «Росатома» Сергея Кириенко на КАЭС 6 октября 2006 года экологи встретили протестами. В 2007 году акции протеста проходили и в Мурманской области, и в Москве у здания Росатома.
Весной 2008 года в Апатитах, Мончегорске, Мурма
Многочисленные протесты и требования альтернатив старой АЭС заставили губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова создать рабочую группу по развитию региональной программы по возобновляемым источникам энергии (ВИЭ). Но развитие программы было вскоре “похоронено” сменившим его губернатором из москвы Дмитрием Дмитриенко.
Давление
В апреле 2017 года Кольский экоцентр был внесён в реестр организаций выполняющих функцию иностранного агента Министерством юстиции РФ, организация прошла через два суда и в итоге была оштрафована на 150 000 рублей. Через три с небольшим месяца, в августе 2017 года КЭЦ был исключён из реестра НКО-агентов. Однако, активисты ощущали другие формы давления. Преследованию подверглась городская общественная организация Апатитский Экологический Центр “Гея” — городское отделение Кольского экологического центра.
В результате судебных процессов организации были вынуждены закрыться с штрафами в 10 000 руб. по решению городских мировых судов. Обжалование в областных судах ни к чему не привело и решения вступили в силу. В июне 2018 года организация, с 1992 года работавшая на защиту природы Кольского края, была ликвидирована как юридическое лицо, но продолжает свою деятельность как общественное движение «Кольский экоцентр» без образования юридического лица.
Подробнее: в чём проблема?
Чем это опасно
Многие независимые ученые, специалисты и представители общественности утверждают, что инициатива российского атомного ведомства по продлению срока эксплуатации реакторов и увеличение их мощности выше предусмотренной проектом экономически ущербна, технически опасна и юридически незаконна.
Это увеличивает риски аварий из-за того, что техника эксплуатируется в более жестких, запроектных условиях. Если кроме этого учесть что при продлении сроков эксплуатации происходит смена поколений эксплуатационного персонала, то опасность АЭС с продленным сроком службы увеличивается.
И надо понимать, что все эти и другие российские реакторы нарабатывают отработавшее ядерное топливо, которое поедет в Челябинскую область, на комбинат “Маяк” или на “Горно-химический комбинат” в Красноярский край, где внесет свой вклад в радиационное загрязнение этих регионов. Чем дольше работают АЭС — тем больше отходов. “Маяк” — единственное на данный момент российское предприятие, которое занимается переработкой ОЯТ. При переработке 1 тонны ОЯТ образуется Не менее 6000 кубометров жидких радиоактивных отходов, часть которых сливается в водоемы, а часть подлежит практически вечному хранению во “временных” хранилищах. О “Маяке” и его проблемах мы обязательно напишем отдельно.
Повышение тепловой мощности реакторов
В практику Росатома вошло повышение тепловой мощности реакторов ВВЭР-440 на 7% и ВВЭР-1000, РБМК-1000 на 4%.
Проектировщики реакторов ВВЭР в 1960-е годы действительно заложили в их конструкцию резервы. Сделано это было для того, чтобы даже при нарушениях нормальной эксплуатации предельные значения не были бы достигнуты. Возможно, именно из-за наличия этих резервов до сих пор крупных радиационных катастроф на реакторах ВВЭР в России не случилось. Но всё может поменяться, если тепловая мощность реакторов будет повышаться. Делается это исключительно с целью повышения прибыли АО «Концерн Росэнергоатом».
Повышение выработки электроэнергии при этом достигается не за счёт повышения КПД, а путём роста тепловой мощности реакторов, это приведёт к повышению нагрузок на корпус реактора, парогенераторы, трубопроводы первого контура и другие важные для безопасности элементы конструкции АЭС, а рост нагрузок ведёт к повышению вероятности тяжёлых радиационных аварий, считают противники этих проектов.
Основные риски эксплуатации реактора на повышенной тепловой мощности связаны даже не с некоторыми повышениями выбросов при нормальной эксплуатацией, а возможными с тяжёлыми запроектными авариями.
По мнению независимых экспертов и следящих за проблемой экологических организаций, повышение мощности АЭС ведёт к снижению безопасности. Это недопустимо, что и было отмечено в совместной Позиции российских общественных организаций, принятой в 2013 году. Представители экологических НКО неоднократно выражали протест против планов опасных экспериментов на АЭС, в том числе в ходе общественных слушаний.
Повышение мощности реакторов уже произведено на Кольской, Калининской, Балаковской и Ростовской АЭС. Например, энергоблок №4 Кольской АЭС работает на повышенной мощности. Несмотря на рекомендации МАГАТЭ по использованию энергоблоков Кольской АЭС на неполной мощности. Проектный срок эксплуатации этого энергоблока истек в 2014 году, несмотря на то, что на слушаниях экологи выступали против.
Авторы: эксперты РСоЭС под редакцией Татьяны Паутовой.