Скончалась Соколова Любовь Константиновна

размещено в: Новости, Организация | 0

Соколова Любовь константиновна
Соколова Любовь константиновна

С прискорбием сообщаем, что ранним утром 28 февраля 2016 года на 85-м году жизни после продолжительной болезни скончалась президент Мурманской областной общественной организации «Кольская региональная ассоциация «За безопасность питьевой воды и пищи»», член-корреспондент аккредитованной при ООН Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, а также активная гражданка Соколова Любовь Константиновна.

Любовь Константиновна родилась 1 сентября 1931 года в гор. Слободской Кировской области. Работала в Отделе, а затем Институте экономических проблем Кольского научного центра РАН, занималась темой безопасности сельскохзяйственного продовольствия. Эта тема стала основным направлением работы и в созданной ею в середине 90-х общественной организации «Кольская региональная ассоциация «За безопасность питьевой воды и пищи», где она была Президентом. Активно занималась различными природоохранными и общественными проектами, распространением экологической информации, развитием сети информационных центров в Мурманской области. Ассоциация являлась коллективным членом Социально-экологичесого союза. Известно, что Любовь Константиновна Соколова участвовала в событиях начала 90-х и получила за это медаль.

Соколова Любовь Константиновна на фоне Белого дома
Соколова Любовь Константиновна на фоне Белого дома

Из статьи самой Л.К. Соколовой об Ассоциации: «Кольская региональная ассоциация « За безопасность питьевой воды и пищи» поставила перед собой задачу проверить воду основных источников централизованного, а в перспективе – и нецентролизованного (например, родники) питьевого водоснабжения Мурманской области на все регламентируемые российскими и международными нормативами показатели безопасности, а в случаях, когда есть основания предполагать возможность диоксинового загрязнения, — и на диоксины. Решение этой задачи мы начали с водопроводной воды города Апатиты, и благодаря объединению усилий Ассоциации, городских Комитетов Госсанэпиднадзора и Экологии и при поддержке Администрации города Апатиты, такие исследования удалось выполнить».

Подробнее об Ассоциации — деле жизни Любови Константиновны можно прочитать на её сайте http://bpvp.ucoz.org/load/khronologija_dejatelnosti/1-1-0-6 

Члены Кольского экологического центра выражают глубокие соболезнования родным, близким, коллегам и всем, кто был с ней знаком. Мы запомним Любовь Константиновну как активного, небезразличного, неунывающего и очень достойного человека.

Прощание состоится в четверг, 3 марта 2016 года в 9 часов 30 минут в морге Мурманской городской клинической больницы скорой медицинской помощи (Мурманск, ул. Володарского, 18). После этого состоится отпевание в церкви на ул. Зелёная. 

Дополнительные вопросы, соболезнования и помощь направляйте Владимиру Павловичу - тел. +79021381387.

 

Ниже мы приводим отклики о Любови Константиновне её коллег и друзей.

Елена Кругликова:

   Я познакомилась с нею в то время, когда предметом интересов Ассоциации стала питьевая вода города Апатиты. Жила она тогда на улице Ленина в однокомнатной квартире, а с 1996 года переехала в двухкомнатную на ул. Зиновьева, 3. О личной жизни ничего не знаю. Когда я с нею познакомилась, она жила одна. О своем прошлом не рассказывала, только как-то обмолвилась, что воспитывалась в детском доме.

            Человеком она была незаурядным. Бегала трусцой в любую погоду, вела уроки гимнастики для девочек, спасала кошек с улиц. С нею всегда жили кошки, не менее 20. Чтобы их кормить, она покупала за копейки разные вещи, в основном одежду, в появившихся тогда магазинах «second hand» (или собирала на помойках, у нас часто выносят к помойкам вещи, которые уже не нужны в хозяйстве, в том числе и одежду), приводила её в порядок и продавала через ещё существовавшие комиссионные магазины.

            Переехав в Мурманск, она сказала себе, что больше никаких кошек. Но даже и в съемной квартире они у неё появились И когда она, продав квартиру в Москве, окончательно переехала в Мурманск, то и там кошки появились. В последнее время с нею жили, по-моему 3 или 4. Знала она о них всё, давала советы «кошатникам».

            Когда она переехала в Мурманск, то мы уже очень редко виделись. Только перезванивались периодически. По телефону она и сказала мне, что у неё рак, но она надеется выкарабкаться, уже прошла несколько «химий», прошла бы и ещё, но нужны были деньги (тут я впервые задумалась, что неужели химиотерапия платная для раковых больных). Но, видимо, болезнь оказалась сильнее. Последний раз виделись осенью прошлого года. Выглядела она нормально, показала мне свою квартиру, передала какую-то реставрированную ею сумку для знакомой в Апатиты. После этой встречи — только общение по телефону. До последних дней сохраняла ясность ума, доброжелательное отношение к окружавшим её людям, юмор.

            За 10 дней до ухода из жизни поручила мне собрать оргкомитет для организации международного саммита «Эндоэкологическое отравление и судьба человечества». Надеюсь, что найдутся люди, которые будут продолжать тему, начатую Любовью Константиновной.

 

Галина Харитонова:

Л.К. – первый человек, который оказал мне конкретную помощь, когда я по распределению в августе 1979 года приехала в Апатиты. Было лето, начальство — все в отпусках, и никто не мог решить вопрос, куда меня поселить. «Дом молодых специалистов» (ДМС, Ферсмана , 2) был перенаселен, тогда в КНЦ работало более 4 тысяч сотрудников и каждый год приезжало много молодых специалистов.

Л.К. просто взяла меня на постой в свою скромную однокомнатную квартиру. Я не переставала удивляться ее здоровому образу жизни и приверженности к здоровому питанию, который она пропагандировала всю свою жизнь. Например, у нее была идея, что 6 литров молока в день могут полностью заменить человеку всю еду, правда, сама она добавляла к молоку еще несколько листочков салата. По причине отсутствия работы я много часов проводила в очереди за молоком из бочки, которое привозили из совхоза «Индустрия». Привычку к здоровому питанию ей не удалось мне привить: в один прекрасный день я доехала до камеры хранения на ж/д вокзале, где оставила свои вещи и достала оттуда любимую копченую колбасу, которой меня щедро снабдили родные.

Л.К.очень любила общаться с молодежью, например, она тогда уже была одним из организаторов и вдохновителей спортивного ориентирования в Апатитах, конечно же, она привлекла и меня к участию в этих соревнованиях, а также всех своих молоденьких сотрудниц. Сама она активно участвовала в лыжных соревнованиях, когда ей было уже за 60.

В нашем институте Л.К. возглавляла сектор экономики сельского хозяйства, объектом исследований была Мурманская область и другие северные регионы Европейского Севера СССР и потом РФ. Л.К. отличалась в работе необычайной тщательностью обычно свойственной химикам или переводчикам. Без персональных компьютеров у нее в секторе хранился и обрабатывался огромный объем данных, сама она знала все о сельском хозяйстве от того: сколько в совхозе «Индустрия» корова дает молока в день до состава навоза. Наверно, поэтому Л.К. всю жизнь писала кандидатскую диссертацию, но так и не завершила работу над ней.

Из Института Л.К. уволилась по достижению солидного возраста в 70 лет, кстати, сейчас многие сотрудники КНЦ продолжают трудиться и, значительно превысив этот возраст, однако в начале 2000-х годов это еще было необычно.

После переезда Л.К. в г. Мурманск я еще несколько раз встречалась с ней, когда она приезжала в Апатиты. Также мы несколько раз виделись на совместных мероприятиях по экологии, так как Л.К. стала заниматься проблемой обеспечения качественной питьевой водой населения нашей области, но уже в составе общественных организаций.

Жизнелюбием и стойкости к жизненным неурядицам Л.К. можно восхищаться! Ее квартиру в Мурманске обворовывали, в деньгах всегда была нужда. Но она не унывала и уже в преклонных годах много путешествовала, например, осуществила свою мечту, посетив могилу своего отца, погибшего за освобождение Кенигсберга.

 

Найля Ибрагимова:

Любовь Константиновна навсегда останется в моей памяти юной эксперткой, выступающей на какой-то встрече в ООН в костюмчике из секонд-хенда. Именно с этого началось наше с ней знакомство, когда она рассказывала мне о своей прошлой научной карьере в КНЦ РАН, и о том, как статус не должен влиять на твои убеждения и уже тем более то, как ты выглядишь.
Любовь Константиновна — человек, который безвозмездно делился своими знаниями и опытом, вкладывала свои личные ресурсы, в том числе и финансовые, в развитие Ассоциации за безопасность питьевой воды.Светлый человек, я никогда так не смеялась, как с ней. Уже когда болезнь совсем одолела ее, мы встречались, и она продолжала рассказывать свои невероятные приключения. «Никогда ни о чем не жалей, Найля», — говорила она мне. Именно так она и жила в своей одинокой старости, но с огромным сундуком прошлых научных открытий, романтических приключений и горящих историй. Светлая память!

 

Зинаида Евтюгина:

Впервые я увидела Любовь Константиновну, когда пришла записываться в секцию спортивной гимнастики (в 6-ом классе). Секция «держалась» благодаря огромным организаторским способностям ЛК, она приглашала бывших спортсменов из КФ АН СССР — у нас были преподаватели хореографии, акробатики...Мы участвовали в соревнованиях в Мурманске, были судьями в Кировске... Нина Минкина, руководитель цирковой студии «Улыбка» была ученицей ЛК.
Отзывчивость, участие и помощь бескорыстная — эти слова о ней. Хотя, человек мало знакомый с ЛК, мог сказать: чуть-чуть «не от мира сего». А она — от «мира сего», просто, особенная! 
ЛК участвовала в марафонах в разных странах, в памяти остались слова её: «Ненормальная, зачем я бегу?  Но, ведь, со мной бегут несколько тысяч таких же...» 
 Любовь Константиновна повлияла на мою дальнейшую жизнь, поскольку благодаря её рекомендации меня взяли на работу в Лабораторию охраны природы при Президиуме КФ АН (КНЦ РАН)... А в конце 90-х  я бывала у неё в гостях на Зиновьева и не переставала удивляться, как ей удаётся «правильно» содержать своих кошек, находить источники доходов, «делать» гранты и поддерживать других...    
Спасибо, Любовь Константиновна...

 

Мария Черкасова:

Очень-очень жаль Любовь Константиновну, встречалась с ней и всегда радовалась её удивительному оптимизму, энергии, доброжелательности. Очень светлый это был человек. Спасибо её друзьям, подобравшим такую чудесную фотографию, смотрю в её глаза и не могу не улыбнуться. А её уже нет! Ужасно несправедливо! Самые глубокие соболезнования друзьям и родным. 

 

Share Button